

Если рассмотреть большинство портретов разных деятелей Европы и Англии с середины XVI по середину XVII веков, то в их образе обязательно глаз цепляется за воротник-горгеру, который в то время был показателем статуса и хорошего вкуса. Вид у аксессуара действительно занятный: накрахмаленная плиссированная ткань, которая буквально прятала шею. Производили этот съёмный воротник чаще всего из льна или кружев.

Горгера в том представлении, которая была популярна в эпоху последних Тюдоров, по сути, произошла от жабо в его оригинальном виде - тканевой или кружевной оборки, которая ниспадала с шеи. Однако когда в середине XVI столетия придумали крахмалить ткань, то этот аксессуар трансформировался в тот самый жёсткий широкий воротник. К слову, вариаций и подобий у него было масса, поэтому можно встретить также такие его названия как фреза, раф и даже «мельничный жернов».

Воротник постепенно становился не только более жёстким, но и широким: по информации редакции novate.ru, в какой-то момент самыми трендовыми оказались модели, достигавшие в ширину почти 25 сантиметров. Само собой, что готовить такую вещицу для носки, чтобы она не теряла форму, было непросто: чтобы его накрахмалить, брали проволочную раму, обтянутую мягкой ниткой и её надевали под сам воротник. Интересно, что если традиционно горгера представляется белой, в реальности она могла быть самых разных цветов, в зависимости от образа и предпочтения владельца.
Интересный факт: в елизаветинскую эпоху в Британии в какой-то момент лично королевой был запрещён синий цвет для горгеры. Причина - чисто политическая: этот цвет был на флаге мятежной тогда Шотландии.

Горгера в итоге стала настоящей революцией в своё время, в том числе благодаря тому, что такой и подобные типы высоких выдающихся воротников активно носила королева Елизавета І. Неудивительно, что его быстро подхватили и модники других слоёв общества. Причём, судя по всему, некоторые ассоциировали его размер со статусностью - чем он выше или шире, тем более богатый человек перед вами. Ведь позволить себе этот съёмный аксессуар могли далеко не все.

На протяжении всей эпохи правления Елизаветы І воротник-горгера был огромным трендом в Британии и в некоторых других странах Западной Европы. Однако к середине XVII века его популярность практически сошла на нет, и жесткую горгеру заменили более лёгкими вариантами, вроде жабо. Там же, где они оставались, они играли уже не роль повседневного элемента гардероба, а, скорее, имели церемониальную функцию, как, например, в одеянии некоторых деятелей англиканской церкви.

Причины такого быстрого спада популярности – это крайнее неудобство горгеры в носке и её слишком экстравагантный, кричащий вид. Во-первых, жесткий воротник на проволоке не позволял согнуть и даже свободной повернуть шею. Во-вторых, в то время всё громче звучал голос пуритан, которые рассматривали этот модный тренд как ассоциацию с гордыней и тщеславием богачей. В итоге в одежде постепенно стали использоваться более удобные и несколько упрощённые варианты аксессуаров, а горгера осталась в основном на портретах эпохи елизаветинской Британии.
Источник: https://novate.ru/blogs/021125/75121/
Трибуна сайта
Наш рупор