Зарегистрировано — 129 637Зрителей: 71 797
Авторов: 57 840
On-line — 36 108Зрителей: 7251
Авторов: 28857
Загружено работ — 2 216 077
«Неизвестный Гений»
Новости
Как воротник-горгера стал символом елизаветинской Британии, и почему потом его быстро забыли

В истории моды было немало неожиданных трендов с интересной историей. Одним из таких, бесспорно, является воротник-горгера - необычный аксессуар, который сразу бросается в глаза. И его экстравагантность не помешала ему стать настоящим модным символом Британии эпохи королевы Елизаветы I. Правда, после того, как этот период закончился, свою популярность горгера быстро потерял.

Если рассмотреть большинство портретов разных деятелей Европы и Англии с середины XVI по середину XVII веков, то в их образе обязательно глаз цепляется за воротник-горгеру, который в то время был показателем статуса и хорошего вкуса. Вид у аксессуара действительно занятный: накрахмаленная плиссированная ткань, которая буквально прятала шею. Производили этот съёмный воротник чаще всего из льна или кружев.

Горгера в том представлении, которая была популярна в эпоху последних Тюдоров, по сути, произошла от жабо в его оригинальном виде - тканевой или кружевной оборки, которая ниспадала с шеи. Однако когда в середине XVI столетия придумали крахмалить ткань, то этот аксессуар трансформировался в тот самый жёсткий широкий воротник. К слову, вариаций и подобий у него было масса, поэтому можно встретить также такие его названия как фреза, раф и даже «мельничный жернов».

Воротник постепенно становился не только более жёстким, но и широким: по информации редакции novate.ru, в какой-то момент самыми трендовыми оказались модели, достигавшие в ширину почти 25 сантиметров. Само собой, что готовить такую вещицу для носки, чтобы она не теряла форму, было непросто: чтобы его накрахмалить, брали проволочную раму, обтянутую мягкой ниткой и её надевали под сам воротник. Интересно, что если традиционно горгера представляется белой, в реальности она могла быть самых разных цветов, в зависимости от образа и предпочтения владельца.
Интересный факт: в елизаветинскую эпоху в Британии в какой-то момент лично королевой был запрещён синий цвет для горгеры. Причина - чисто политическая: этот цвет был на флаге мятежной тогда Шотландии.

Горгера в итоге стала настоящей революцией в своё время, в том числе благодаря тому, что такой и подобные типы высоких выдающихся воротников активно носила королева Елизавета І. Неудивительно, что его быстро подхватили и модники других слоёв общества. Причём, судя по всему, некоторые ассоциировали его размер со статусностью - чем он выше или шире, тем более богатый человек перед вами. Ведь позволить себе этот съёмный аксессуар могли далеко не все.

На протяжении всей эпохи правления Елизаветы І воротник-горгера был огромным трендом в Британии и в некоторых других странах Западной Европы. Однако к середине XVII века его популярность практически сошла на нет, и жесткую горгеру заменили более лёгкими вариантами, вроде жабо. Там же, где они оставались, они играли уже не роль повседневного элемента гардероба, а, скорее, имели церемониальную функцию, как, например, в одеянии некоторых деятелей англиканской церкви.

Причины такого быстрого спада популярности – это крайнее неудобство горгеры в носке и её слишком экстравагантный, кричащий вид. Во-первых, жесткий воротник на проволоке не позволял согнуть и даже свободной повернуть шею. Во-вторых, в то время всё громче звучал голос пуритан, которые рассматривали этот модный тренд как ассоциацию с гордыней и тщеславием богачей. В итоге в одежде постепенно стали использоваться более удобные и несколько упрощённые варианты аксессуаров, а горгера осталась в основном на портретах эпохи елизаветинской Британии.
Источник: https://novate.ru/blogs/021125/75121/




