Зарегистрировано — 128 549Зрителей: 70 925
Авторов: 57 624
On-line — 10 479Зрителей: 2082
Авторов: 8397
Загружено работ — 2 193 549
«Неизвестный Гений»
Новости
Придумал Вия и сам боялся его до конца жизни: О чем сожалел Гоголь перед смертью


Вий Гоголя — персонаж, запомнившийся каждому, кто читал книгу. Это повелитель темного мира, чья сила не знает границ. Он одним лишь взглядом способен уничтожить защиту, за которой спрятался Хома Брут. Откуда же он взялся? Происходит ли Вий из славянских поверий? Его имя практически не встречается в древних сказаниях. Неужели Гоголь выдумал этого демона для своей повести? Почему о нём так мало информации?
Иранский гость

Гоголь уверял, будто Вий — плод фантазии народа. Дескать, в Малороссии так звали «главу гномов», чьи веки отвисали до земли. И что он просто перенёс этот образ из народных рассказов. Однако в украинских мифах не найти гномов и их вожака . Да и само слово “вiй” там не употреблялось. Так считает филолог Рустам Шаяхметов. Он исследовал этот вопрос.
Но у славян и других индоевропейцев существовали мифологические создания, похожие на гоголевского Вия. Например, есть Вей — загадочный персонаж скифской веры. Предположительно, он был божеством ветра, бурь и, возможно, смерти. Иранист Василий Абаев полагал, что Вий — это и есть трансформированный скифский бог Вей. А его имя, по мнению лингвистов, происходит от индоевропейского корня, связанного с дуновением. Некоторые ученые видят в Вее прообраз славянского бога Велеса. Велес – бог скота, богатства, связанного с подземным миром и умершими предками. Предполагается, что культ Вея мог оказать влияние на формирование культа Велеса у восточных славян.
Индолог Ярослав Васильков предполагал: в Европе вера в таких существ широко распространилась достаточно давно. Тогда соседями славян были иранцы, балты и кельты.
Николай Сумцов, этнограф, уверял: Гоголь почерпнул образ из кельтских мифов. В ирландских сказаниях есть Балор, лидер фоморов. Фоморы — сборище нечистой силы. Балор являлся воплощением хаоса и разрушения. Самой известной его чертой был его смертоносный взгляд, способный уничтожать целые армии одним взглядом. Считалось, что Балор мог испепелить и отравить всё вокруг, поэтому он обычно держал глаза закрытыми, открывая их лишь в самые критические моменты. Балору было предсказано, что он погибнет от руки своего внука, и чтобы избежать этого, он заточил свою дочь Этлинн. Но судьба оказалась сильнее, и бог Луг стал отцом Иульдана, который и убил Балора в битве. Он является символом тьмы и могущественным антагонистом в ирландских мифах. Его прозвище — “Дурной глаз”. А в мифах Уэльса есть гигант Испададен Пенкавр. Веки его настолько велики, что ему приходится поднимать их подпорками.
Или он из славян?

У славян образ, напоминающий Вия, остался в сказках. Например, если взять сказку о богатыре Иване Быковиче, то в ней появляется муж ведьмы. Его веки такие большие и тяжелые, что приходится брать вилы, чтобы поднять их. На Украине похожими свойствами наделен Святой Касьян. Он вообще раскрывает глаза один раз в четыре года, и происходит это 29 февраля. Этот день стал праздником Касьяна. Однако образ святого подвергся искажениям: Касьян проживает в каменной пещере. Свет недоступен ему. Ресницы так сильно выросли, что достают до до колен. А если он поднимает веки, все вокруг гибнет.

На Волыни есть персонаж “шелудивый” хан Буняк. Он способен уничтожить селения взглядом. И тут веки огромные: полнять их можно только лопатой. На самом деле это историческая фигура времен Золотой Орды. Его прозвище, вероятно, указывало на кожное заболевание, но несмотря на это, Буняк был влиятельным и грозным военачальником. Он регулярно совершал набеги на русские земли в первой половине XIV века, принося разорение и смерть. Его отряды отличались быстротой и жестокостью. Набеги Буняка были не просто грабительскими. Они представляли собой серьезную угрозу для русских княжеств, ослабленных внутренними распрями и монгольским игом. Буняк символизировал собой постоянную опасность, исходившую от Орды. Он был одним из тех военачальников, чьи действия определяли политическую обстановку в регионе на протяжении долгих лет. Похожий персонаж был и в Подолии. Там рассказывалось о Солодивом Буньо. И ему также приходилось поднимать веки вилами. Взгляд Буньо стирал города с лица земли.
В книге “Славянская мифология” исследователи Иванов и Топоров писали: существовало сказание, как дьявол искушал монаха. Монах оказался тверд и соблазну не поддался. Тогда дьявол сделал его веки такими большими, что поднять их было просто невозможно. В белорусском Полесье смерть появлялась в виде страшной женщины, у которой тоже были огромные веки.
Почему Гоголь боялся персонажа, которого сам выдумал

Итак, стало понятно, откуда появился Вий? Не факт. Многие исследователи считают, что писатель его просто выдумал. Нет источников, где он упоминался до выхода книги. Но с конца 19 века Вий стал частью русской мифологии. Он стал таким же, как древние боги.Вероятно, Гоголь взял за основу народные поверья. Но он создал своего, особенного, страшного и жестокого демона. Гениальность писателя вдохнула в персонаж, обнажила древнюю сущность. Вий “ожил” и стал героем мифов.
В повести “Вий” образ самого Вия, как и атмосфера вокруг него, отражает глубоко укоренившегося в Гоголе ощущения мистического религиозного ужаса. По словам биографов, причиной такой ситуацией были детские впечатления от рассказов матери о Страшном Суде и адских муках. Гоголь показывает нечистую силу не просто как плод воображения. У него это реальная, могущественная и страшная сила. Страх, который испытывает Хома Брут перед ней, в конечном счете, и становится причиной его гибели: Вий забирает его душу в мир мертвых, подтверждая реальность и опасность потусторонних сил.

Позже Гоголь сожалел о своих фантазиях. Он боялся, что его книги поведут юных читателей не в ту сторону, отвратят от веры. Ведь на самом деле книга не о демоне. Он писал об оскудении веры. Разрушенные церкви. Нечисть устраивает шабаш. До конца жизни Гоголь боялся наказания за свои “греховные” книги. Он отдавал нуждающимся гонорары, которые получал за эти произведения и много молился. Но «Вий» Гоголя, повесть, полная мистики, до сих пор будоражит сердца читателей.