Пред.
 |
Просмотр работы: |
След.
 |
19 ноября ’2025
09:39
Просмотров:
69
Шежере (родословная) Нуруллы. Часть 1. Предки Нуруллы
На фото - уголок Муслюмовского района в Татарстане
Уясни предков.
Чингисхан
Благодарю всех моих родственников со стороны отца за всемерную помощь при написании этой родословной, в их числе:
Фирдавис Нуруллин, Гульнара Хатбуллина, Марьям Минниярова, Альфина Халиуллина и другие. Огромна роль в составлении Шежере уже ушедших от нас Гунчи Халиуллиной (Нуруллиной), Габдуллы и Михрафа Нуруллиных, которые передали в устной форме предания о нашем роде. В настоящий момент известны пять женщин и пять мужчин, носящих фамилию Нуруллин (а), из них только двое молодых мужчин 2003 и 2005 годов рождения, можно сказать, что род Нуруллы находится под угрозой исчезновения.
Написание имён на русском языке может отличаться от правильного написания на татарском, за что приношу свои извинения.
При написании родословной использовались книги и работы: «Аулы мензелинских башкир» Асфандиярова А.З. , Уфа:Китап, 2009 г., История башкирских родов, т.36, Буляр, 2020, а также ревизские сказки и метрические книги по различным населённым пунктам.
Немного географии и этнографии. Село Сикия расположено в Муслюмовском районе Татарстана, на одноимённой реке, которая впадает в реку Сюнь, последняя впадает в Белую (Агидель), которая является самым крупным притоком Камы. Эта часть северо-восточного Татарстана называется Восточным Закамьем и этнически является одним целым с северо-западным Башкортостаном, населяют эту территорию преимущественно татары.
Известно, что в средние века на эту территорию мигрировали, в частности, жители Западного Татарстана. Многие сёла Восточного Закамья были основаны в 18 веке, что говорит о значительных миграциях и в этот исторический период.
Вопрос о том, кто были наши предки: татары или башкиры является спорным, но ни один из наших родственников не говорит на башкирском языке, который практически не отличается от татарского. В любом случае, башкирское влияние имело место, в частности, третья жена Нуруллы Шамсинур была, вероятно, башкиркой.
На сегодняшний день Родословная Нуруллы имеет 11 колен :
1) Мамлюк (родился в первой половине 18 века);2) Каранай (1753);3) Ибатулла (1791/1793);4)Рахметулла (1828);5) Нурулла (1857/1859-1922); Имена людей поколений 6-11 будут указаны в других частях Шежере. Первый известный нам предок носил имя Мамлюк (Мавлюк), который, возможно, жил в Дагестане и был кумыком. Как известно, кумыки Дагестана, как и другие кипчаки, были тесно связаны с мамлюками Египта уже в 13 веке, правители Египта массово покупали рабов-мальчиков в качестве будущих воинов. Слово мамлюк означает раб, невольник. Сын Мамлюка Каранай Мамлюкеев (Мавлюкеев), живший в Сикии, ныне Муслюмовского района Татарстана, по семейной легенде был «аваром», однако надо помнить, что аварцы – самый многочисленный народ Дагестана, часть которого раньше называлась Аварией, и Каранай мог сообщить своим родственникам не национальность, а географическое название. В Каякентском районе Дагестана, в котором проживают, в основном, кумыки, есть село Каранайаул. Отметим, что кумыкский, башкирский и татарский языки одной кипчакской группы и жёна Караная могла свободно общаться с мужем, если он был кумыком. Согласно семейной легенде, разбойники одной из шаек Емельяна Пугачёва отобрали табун лошадей у Караная, который оказал сопротивление, за что был избит. Он не вернулся на родину, а остался на территории современного Татарстана, поселился в Сикии и женился, скорее всего, на татарке. Однако гипотеза нашего кавказского происхождения не подтверждается результатами ДНК-теста по Y-хромосоме, сданного Георгием Нуруллиным в 2025 году – наша гаплогруппа N1а1 не является типичной для Кавказа и, скорее всего мы - финно-угры, принявшие ислам (гипотеза одного из авторов книги "Генофонд татар: историко-генетическое исследование. Гаплогруппы Y-хромосомы" Олега Владимирова).
Такую гаплогруппу имеют 80% якутов,68% финнов, 56% удмуртов, 48% бурят, 42% литовцев, 38% латышей, 34% эстонцев и 14% русских.
Отметим, что ВСЕ мужчины по всем НЕПРЕРЫВНЫМ мужским линиям имеют одинаковую гаплогруппу, т.е. в нашем случае это линии Габдуллы и Габдельахата Нуруллиных.
Народ с именем татары известен как минимум с 732 года из надписи на стелле об огуз-татарах в честь Куль-Тегина (стелла находится в долине реки Орхон в Монголии), буквальный перевод названия «огуз-татары» тридцать татар, т.е. союз тридцати племён, в который, в частности, входили 9 племён татар. Понятно, что племена татар могли достигать берегов Волги и Камы во времена тюркских каганатов в 6-8 веках, поскольку территория первого каганата охватывала нижнюю Волгу. Предками татар считаются хунну или сюнну, которые известны с третьего века до нашей эры, именно против них была возведена Великая китайская стена. В Европе они были известны как гунны, которые в пятом веке при Атилле завоевали в ней огромные территории.
Согласно 6-й ревизии 1811 года по Сикии, Карабаю (Каранаю) Мамлюкееву (Мавлюкееву) 58 лет (1753), у него есть дети: Хабибулла 33 лет (1778), Ибатулла 18 лет (1793), Хисматулла 1 года (умер в 1796 году), Габидулла 13 лет (1798), Гибадулла 10 лет (1801), Фаткулла 6 лет (1805), Хамидулла 5 лет (1806). Мы не видим здесь имён жены и дочерей по той простой причине, что в связи с приближающейся войной с Наполеоном, женщины не переписывались. Согласно этой же переписи у Хабибуллы Карабаева (Каранаева), сына Карабая (Караная) Мамлюкеева, есть дети: Мусейфулла 8 лет (1803) и Калимулла 5 лет (1806).
Согласно 8-й ревизии 1834 года по Сикии, мы видим, что семья Караная процветает: жив сам Каранай, которому уже 80 лет и у него родились ещё два сына: Гатаулла 14 лет (1820) и Габдулла 11 лет (1823), причём последний родился, когда Каранаю было 69 лет! У Караная появились внуки: от урядника Габидуллы - Гайнулла 19 лет (1815), Губайдулла 11 лет (1823),от Гибадуллы - Абдрахман 13 лет (1821), Абдрахим 11 лет (1823), Абдулгафар 4 года (1830), от Феткуллы - Рахматулла 3 года (1831), Тохфатулла 1год (1833), от урядника Хамидуллы - Гисметулла 6 лет (1828), Нигематулла 2 года (1832)).
Также Каранаю посчастливилось увидеть правнуков по линии старшего сына Хабибуллы Карабаева 55 лет (1778), сыновья Хабибуллы: Мусифулла 30 лет (1804) (внук Агидиулла 6 лет (1828)), Калимулла 27 лет (1807) (внуки Шагидулла 4 года (1830), Гарифулла 3 года (1831)), и Валиулла 20 лет (1814).
Согласно 7-й ревизии 1816 года по Кадырметево, Гибатулла (в Сикии был записан как Ибатулла) Каранаев уже живёт в Кадырметево с двумя жёнами: Бадигульжамал 24 года (1792) и Маймуной 20 лет (1796), у него уже есть дочь Фатима (1814) от первой жены. Согласно ревизии 1834 года, все жители Сикии (известна с 1735 года) - башкиры Булярской тюбы Булярской (с 1866 Байсаровской) волости, однако в начале 18 века в Сикии было много башкир и Енейской тюбы. Людей, прибывающих из западного Татарстана называли по-разному: ясачные татары, тептяри, мещеряки и эти люди, говорившие на татарском языке, очевидно, ассимилировали местных башкир. В двадцатом веке, после 1920 года (образование ТАССР) и в Сикии и Кадырметево мы уже видим почти одних татар.
Согласно 8-й ревизии 1834 года в деревне Кадырметево, у Гибетуллы (в 7-й ревизии записан как Гибадулла) Каранаева есть дочь Хасиба 16 лет (1817) от первой жены и от второй жены дочери Фахрикамал 12 лет (1821), Микавар 9лет (1825), Махубжамал 3 года (1831) и Хабибжамал 1 года (1833). Мы не видим в данной ревизии его первой жены Бадигульжамал (умерла?) и дочери Фатимы (вышла замуж?). Согласно этой же ревизии, Гибетулла Каранаев 43 лет, указной мулла, средней тюбы припущенник, который переехал из Сикии в 1813 году (об этом в ревизии есть специальная запись, можно предположить, что Гибетулла закончил где-то медресе), его 18-летний сын Абдулла (1816) от первой жены и 6-летний сын Рахметулла (1828) от второй жены. Жители записаны в 1834 году как башкиры, но ни один из наших родственников не говорит на башкирском языке. Башкиры эти были Богадинской тюбы Енейской (с 1866 года Байсаровской) волости.
Фамилия Нуруллин произошла от имени сына Рахметуллы Нуруллы. В переводе с арабского языка слово нур (نور) означает «свет». В современном казахском языке слово нұр также переводится как «свет», «сияние», «луч солнца». Символическое значение этого имени — очень светлый, очень хороший. Широко используется при формировании сложносоставных имен, неся пожелание для его носителя только хороших событий в жизни. Арабское слово Алла (الله) означает Единого и Единственного Бога.
Георгий Нуруллин, 19.11.2025
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи