16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  129 994Зрителей: 72 130
Авторов: 57 864

On-line25 164Зрителей: 5005
Авторов: 20159

Загружено работ – 2 222 962
Социальная сеть для творческих людей
  

О стихотворении Владимира Набокова "Ангелы"

Литература / Литобзор / О стихотворении Владимира Набокова "Ангелы"
Просмотр работы:
20 ноября ’2025   21:50
Просмотров: 71

"О лучезарных запою,
лазурь на звуки разбивая…
Блистает лестница в раю,
потоком с облака спадая.
О, дуновенье вечных сил!
На бесконечные ступени
текут волнующихся крыл
цветные, выпуклые тени.
Проходят ангелы в лучах.
Сияют радостные лики,
сияют ноги, и в очах
Бог отражается великий.
Струится солнце им вослед;
и ослепителен и сладок
над ступенями свежий свет
пересекающихся радуг…"

Владимир Набоков, как известно (правда, далеко не всем), мастерски бичует пороки человеческие. И демонские. Одно с другим тесно связано. А что насчет высказываний, как сейчас принято говорить, позитивного толка? Ну вот этот очень ранний (1918) поэтический текст можно счесть образцом (и знаком того, что Вовочка уже в 18-19 лет ведал, что творит). Там ни одного случайного слова нет. (Хотя какие могут быть случайности у человека, который в одном из стихотворений* зашифровал Созвездие Большой Медведицы?).

Разберемся по порядку. "О лучезарных запою, лазурь на звуки разбивая...". Здесь сразу три оппозиции в адрес демонской кодлы - свет, синева [расплескалась], воспевание горнего. Касаемо последнего - в набоковском стихотворении "Откуда прилетел? Каким ты дышишь горем?" (переведенном И. Бродским под названием "Demon") нечисть - тоже в виде ангела, но с нюансами - соблазняла лирического героя тишиной, на что тот ответил: "Мне Бог велел звучать".
Далее идет образ райской лестницы, и тут помимо прочего - отсылка к Лестнице Иакова. Мотив лестницы - один из ведущих в набоковском дискурсе и так же, как большинство других мотивов, задействован в системе оппозиций. Помимо райской, в текстах писателя часто фигурирует лестница в ад. Но здесь не она. (Вообще, если у него упомянута лестница - то надо иметь в виду вертикальное измерение, а не интерьер; за бытовухой - это к другим авторам).
"О, дуновенье вечных сил!" Дыхание - знак жизни, зарождающейся, продолжающейся и всепобеждающей. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7). Иисус Христос по Втором Пришествии убьет антихриста дыханием уст своих (2Фес 2: 8), не утруждаясь оказать ему даже толику внимания. И определенная зеркалка с эпизодом сотворения первого человека тут просматривается тоже. У Набокова всё это можно найти, если хорошо искать.
Едем дальше. "Волнующихся крыл / цветные, выпуклые тени". Цветные тени - странновато, не так ли? Для земного измерения - да. Этим эпитетом автор, во-первых, указывает на иномирие, во-вторых - тут снова оппозиция. Демоны в его текстах часто фигурируют как тени - и не цветные, разумеется, а темные и черные. Второй эпитет тоже не с потолка взят: выпуклость - оппозиция плоскости / уплощенности / сплющенности и т.п. - 2D, короче. Последнее в Вовочкиных текстах - симптом духовной смерти. (Например, одна из метафор грехопадения у него - врастание в картину, что было подробно описано в одном из его первых рассказов "Венецианка").
"Сияют радостные лики, сияют ноги / И в очах Бог отражается великий". Про очи - это серьезно, мотив глаз - тоже один из ведущих у Вована. Тему зеркала души он раскручивает на максимум (в чем можно убедиться, в частности, благодаря моим разборам; недавно было про параллель "глаз // болотное окно" - в аудио "Эффект бабочек. Устин"). Кроме того, отражение определенным образом связано с уподоблением.
У ангелов "радостные лики", что указывает на возвышенную красоту, святость и состояние райского блаженства. Бесы, в противовес, не только глубоко уродливы, хотя имеют способность показаться красивенькими - ненадолго (по слухам, если увидеть их "во всей красе", можно поехать кукухой). Они и не менее глубоко несчастны в своих омертвении, злобе, зависти, страхе и прочем.
"Сияют ноги" - также сказано. Во-первых, это указание на то, что ангелы исполнены света от и до. То же завещано и людям: "Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё так, как бы светильник освещал тебя сиянием" (Лк. 11: 36). Во-вторых, состояние ног ангела - признак, а в каких-то случаях симптом, чтобы не сказать диагноз. В культуре - прежде всего, западной - расхоже понятие "хромой бес" (есть даже несколько произведений с таким названием). Считается, что эта хромота - последствие падения с неба.
Отмеченная выше проблема отражения и к людям относится: либо ты дорастешь до того, чтобы реально быть по Образу и подобию Бога, а также светлых ангелов, либо скурвишься до бесоуподобления ("по дороге одной, но в разные стороны") - о чем Вовочка в своих произведениях не устает напоминать.
В финале же сказано: "И ослепителен и сладок / над ступенями свежий свет /пересекающихся радуг...". Мотив света в стихотворении настойчив и играет гранями: это и лучезарность, а также сияние ангелов, движущихся в лучах, и осиянность их солнцем (одно из имен Христа - Солнце Правды), и - как здесь сказано - свет радуг. Обезьяна Бога по всем пунктам отметилась: оппозицией Божественному свету в набоковских текстах выступает не только тьма, но и тусклое мерцание луны ("солнца мертвых"), а также ложный свет (бесовское свечение, болотные огни, искусственное освещение, блескучесть и т.п.). Радуга - знак Завета между Богом и людьми ("Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею" (Быт. 9: 13)), - тоже, конечно, ею криво подделывается. На что, опять-таки, неоднократно указывает Набоков - примеров в его текстах масса. Свет радуг в стихотворении назван "свежим" (рай именуют среди прочего местом прохлады) - это оппозит духоте, затхлости, ветхости, да что там - тухлятине, то бишь - мертвечине. Всё это в трудах вышеназванного автора тоже присутствует, когда речь идет о бесах и завороженных-захваченных ими людях.

Такой вот комментарий к данному стихотворению. В качестве своего рода антитезы к нему напрашивается рассказ "Слово", тоже довольно ранний (1923). Но там Вовка слегка так издевается, выстраивая повествование от лица гражданина в бесовской прелести ("пре-лесть" в исходном значении - тонкая сверхложь, внушаемая бесами - об этом можно почитать, например, у Св. Игнатия Брянчанинова). Практически "медицинское" описание, история болезни со слов пациента (мнящего себя нормальным). Там гражданин оказывается как бы в параллельной реальности, и ему кажется, что перед ним предстали светлые ангелы. Когда кажется - креститься надо, об этом он забыл. В общем, мультик ему показали знатный, а он и повелся. Проще говоря, в "Слове" - ангелы курильщика, а в рассмотренном выше стихотворении - ангелы здорового человека.
Откуда у меня подозрения в фальши касаемо глюков (зачеркнуто) видений персонажа из рассказа? Знаки и символы. Но об этом как-нибудь в другой раз.

*Стихотворение "Большая Медведица", во многом базирующееся на цифре 7. (В христианской традиции - день Воскресения Христа, не зря имя антихриста закодировано в трех шестерках - числе, связанном с земным и материальным. Вовка с цифрами не шутит). В лирическом тексте - семь строк, упомянуты семь девушек, а также семь звезд созвездия-ковша, и последние хитрым образом запрятаны за буквами. [С подробным видеоразбором данного стихотворения можно ознакомиться у меня на странице].






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта
Любовь-калейдоскоп

Присоединяйтесь 



Наш рупор






© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft