Зарегистрировано — 129 936Зрителей: 72 079
Авторов: 57 857
On-line — 12 143Зрителей: 2393
Авторов: 9750
Загружено работ — 2 222 221
«Неизвестный Гений»
Новости
Как винодел Голицын заключил сделку с царем, а никому не известное крымское шампанское стало лучшим в мире

Русский князь Лев Голицын говорил, что видит целью своей жизни создать русское виноградарство. Именно этому делу он отдал 35 лет и сумел невероятно преуспеть. На торжествах по поводу коронации императора Николая II подавали не привычное для высшего света французское шампанское, а игристое из крымского имения Голицына. Впоследствии эту марку назвали «Коронационное». Даже эксперты виноделия в Париже вынуждены были отдать голицынскому «Парадизио» первую премию мира. Теряя силы, стареющий князь нашел способ сохранить свое детище в веках, если бы не война...
Винные мечты

В 19 веке на юге Крыма активно занимались виноделием. Крымские татары, которым религия запрещала употребление вина, производили напиток незамысловатым способом. Куда лучших результатов добивались помещики. Лучшими винодельческими хозяйствами считались феодосийские: поместье действительного статского советника Стевена, купца Крича, братьев Лулудаки, господ Веймара, Метаксе. Эксперт по крымской истории Домбровский отмечал, что ежегодно в уезде изготавливали 150 тыс. вёдер вина. Лучшие сорта продавались по рублю 20 копеек, самые простые — по 60 коп. за ведро. Забегая наперед, отметим на этом фоне стоимость голицынского вина: до 6 рублей за бутылку!
Князь Лев Голицын представлял один из самых знатных дворянских родов Российской империи. Вернувшись на родину после жизни за границей, князь с женой обосновались в Новом Свете. И хотя виноделие на тот момент вышло на высокий уровень, Голицын был уверен, что сможет достичь большего. Будучи экспертом французских вин, он взялся преображать само представление о российском вине. Часть крымского урочища «Парадиз» (позже стало называться Новый Свет) досталась жене Льва Сергеевича по наследству, а оставшиеся площади он выкупил у шурина. Голицын был убежден, что сумеет выращивать там особые сорта винограда и производить лучшие шипучие вина.
Отменный эксперимент

В окрестностях своего имения разбил виноградники, возвел винодельни, обустроил в скалах подвалы-тоннели общей длиной «до трёх вёрст». Князь понимал, что может совершить ошибку и потерять урожайный год, а то и три, экспериментируя с сочетанием нужных сортов и приёмов его культивирования. Голицын без устали ворковал над сотнями гектар земли, изучая, сравнивая, привозя все новые и новые виды. Вскоре понял, что лучшие иностранные лозы, выращенные на Южном берегу Крыма, делают столовые вина грубыми и крикливыми. А высаженные в окрестностях Судака оказались идеально подходящими для богатых вкусом десертных вин. В своей штольне Голицын обустроил специальный подвал, испытывая различные способы хранения винограда при разных температурах и уровне влажности. Так и выяснил, что некоторые сорта хранятся лишь от момента сбора до января.

Шло время, Голицын выявлял лучшие для крымской почвы и климата сорта, выдавая на-гора совиньон, шардоне, пино-гри, мускаты, каберне, высоко ценимые за границей. В какой-то момент разновидности напитка на опытном винограднике исчислялись сотнями, голицынский опыт стали перенимать владельцы соседних имений. Лев Голицын вывел российское вино на высочайший международный уровень. Его напитки удостоились множества наград, включая «Гран-При» на Парижской всемирной выставке. Лучшие ценители вина французы восхищались голицынским брютом «Парадизио». В 1896-м князя наделили статусом «поставщика двора Его Императорского Величества», а на этикетках его продукции теперь красовался двуглавый орёл.
Щедрый подарок

К концу жизни стареющий Голицын разорился и не мог поддерживать винодельческое производство на должном уровне. Спасая свое главное детище, решил передать имение Николаю II в дар. У него было одно лишь условие: создать в Новом Свете академию русского виноделия. Оговаривал князь и собственное право проживать в имении до конца своих дней с пожизненным президентством в будущей академии. Это должно было стать мощным толчком в развитии русского виноделия. Уровень профессионализма Голицына в области виноградарства был невероятно высоким. Передача этих знаний и накопленного за годы практики опыта стала бы заслуженным продолжением деятельности князя на этом поприще.
Прибывший в Новый Свет по приглашению князя император отнесся к предложению уважительно, высоко оценив небывалые усилия Голицына по развитию виноделия на благо Отечества. Выражая благодарность за принятие «Нового Света», Лев Константинович написал Николаю II:
«Большинство людей, которых я знаю, удивлены тем, что я предложил вам Новый Свет. Они не понимают, что, согласившись, вы подарили мне бессмертие. Приняв Новый Свет, вы поместили туда мою душу, которая там и останется…»

Обращаясь к государю, Голицын признавался, что хотел бы чувствовать уверенность в будущей реализации его трудов, их развитии и совершенствовании. Николай II подарок принял, сохранились и свидетельства того, что он намеревался выполнить главное пожелание дарителя по поводу открытия академии. В имении Новый Свет в 1913 году предполагалось строительство дворца для царской семьи и свитского дома на 20 комнат. В отсутствие в Крыму императорской семьи там должны были проживать ученые и эксперты-практики, съезжавшиеся в Крым для обучения и сотрудничества в области виноделия. Но все эти планы перечеркнула Первая мировая война.

Академию русского виноделия, которой грезил князь Голицын, так и не открыли в Новом Свете. После смерти князя в 1915-м в его бывшем имении остались винодельни, винобродильни, огромные площади винных погребов в горе Коба-Кая, пара склонов искусно возделанных виноградников, где произрастали около 650 различных видов лоз, собранных Голицыным по всему миру. До наших дней, к сожалению, виноградники не сохранились.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/221125/66292/




