

В русской глубинке, будь то село иль деревня, пастух всегда был фигурой необходимой. И поскольку домашний скот являлся основой быта и хозяйства, к самому пастуху относились с особым трепетом. Народные предания приписывали этим людям своего рода сверхъестественные способности.
Да, статус пастуха в деревне не был высоким. Часто на эту роль определяли тех, кто остался без земли или не мог справляться с полевыми работами по состоянию здоровья, как отмечал этнограф Максимов в своем труде «Нечистая, неведомая и крестная сила». Платой за его труд служили продукты: яйца, картофель, зерно, получаемые от односельчан в виде натуральной дани. Но, несмотря на скромное положение, верили, что пастух обладал некой таинственной, необъяснимой силой. Именно эта сила, по поверьям, давала ему власть над стадом и позволяла защищать животных от всевозможных бед и напастей.
Как утверждали знатоки, пастухи знали особые слова-обереги. Эти заговоры служили защитой для скотины от зверей: лютых хищников, медведей с огромными лапами, волков-бродяг, рысей, росомах. Заклинания также помогали уберечь от змей, всяческих гадов и от злых, лихих людей.

Говорили, что черти могли оказывать помощь пастуху. Иногда помощниками были маленькие бесы, причем их могло быть от двух до дюжины, а то и больше. Они условно поступали к пастуху на службу. В Тихвинском крае пастухи прибегали к помощи рыжих чертенят. Нечисть сидела на пастушьем ремне. Специальные костяные насечки служили им жилищем.
В Вельском районе бесы-помощники якобы выглядели как крошечные человечки. Они носили красные пояски или колпачки, но никакой другой одежды на них не было. У каждого такого существа было свое имя. Эти имена знал только хозяин-пастух. Они давали ему власть над мелкими слугами. Эти бесы-помощники могли превращаться в лесных зверей. Например, в лису или зайца. После выполнения пастухом определенного ритуала, они пасли стадо вместо него.
Люди старались не конфликтовать с пастухами. Они боялись их связей с темными силами. Опасались, что рассерженный пастушок сможет навредить скоту. Иногда пастухи, помимо своих прямых обязанностей, занимались и другими магическими делами. Они помогали односельчанам как знахари.

В лесных местностях существовала вера в тесную связь пастухов с духами леса, лешими. К примеру, жители Олонецкой губернии придерживались такого поверья: пастух отдавал лешему часть стада, обычно одну-две коровы, или их молоко. Такая жертва, как полагали, служила платой за защиту от нападений волков и медведей. Иногда именно этим объясняли внезапные пропажи животных или снижение надоев.
Этот ритуал включал дополнительные условия, о которых упоминал Удалов в работе «Мужская магия в русской традиционной культуре». Пастух брал на себя определенные обязательства. Например, ему запрещалось есть лесные ягоды в лесу, или пожимать кому-либо руку. Взамен леший обязывался помогать пастуху весь летний сезон. Он должен был охранять стадо от диких зверей и прочих опасностей. Чтобы скрепить договор, пастух запирал замок на ключ, а сам ключ прятал в надежном, тайном месте. Чаще всего его закапывали у корней древней ели.
Считалось, что после проведения этого обряда леший весь сезон находился рядом с пастухом. Он мог сидеть на его посохе, кнуте, в шапке или сумке. Пошехонские пастухи, согласно верованиям, усаживали лешего на корову. Которая затем вела за собой все стадо. Получалось, что пастухом в таком случае становился сам леший.
Там, где леса не было, а простирались поля, пастухи заключали сделки с духами полей. Эти сущности помогали им присматривать за скотиной. Однако, договоренности с лешими встречались гораздо чаще. Настолько часто, что самих леших нередко называли “пастухами”. Это поверье было распространено, например, в Казанском Поволжье. Говорили, что лешие сами могли перегонять стада с одного места на другое.

Каждый пастух владел своим уникальным рабочим инструментарием. Этот инвентарь был строго личным. Чужие руки не смели его касаться, ведь все предметы проходили особые обряды. Но и сам пастух пользовался им недолго – лишь один сезон. По истечении этого срока предметы надо ьыло спалить в огне. Всегда при пастухе был кнут. В него вплетались клочки льна — по одному от каждого хозяина, которому принадлежала корова. Посох пастуха имел специальные насечки. Они служили своеобразной записью, отмечая число доверенных ему животных. Согласно верованиям, когда пастух втыкал посох в землю и произносил заговор, он мог загипнотизировать стадо. Буренки спокойно паслись, не разбегаясь. Этот посох нельзя было ломать или терять.
Пастушки носили с собой рожок или трубу. Играть на них мог только хозяин. Для управления скотом и их защиты использовался пояс или ремень. Эти аксессуары заговаривали. Грамотно подготовленный пояс не позволял диким зверям видеть коров. Вместо них их взору представали крупные булыжники. Если пояс ослабляли, то скотина получала свободу Если стадо надо собрать обратно, следовало туже его затянуть.

В дохристианскую эпоху почитался бог Велес. Его считали главным покровителем крупного рогатого скота. Пастухи часто обращались к нему с просьбами. Например, искали с его помощью пропавшее животное. С принятием христианства образ Велеса преобразился. Он стал святым мучеником Власием. И по сей день, на периферии некоторых населенных пунктов (там, где когда-то располагались пастбища), можно обнаружить древние церкви, освященные в честь великомученика Власия. Такие храмы сохранились в таких красивых местах, как Холмогоры, Вологда, Кострома, Ярославль, Псков, Новгород. Но также их можно найти и в самой Москве. А также в прилегающих подмосковных районах.
Трибуна сайта
Наш рупор