

Все окружение Ивана Крамского противилось его выбору. Невзирая ни на какие уговоры он твердо решил жениться на 19-летней Софье Прохоровой, которая на тот момент состояла в гражданском браке с товарищем художника Андреем Поповым. Брак выдался вполне счастливым, супруги привели на свет шестеро детей. Из пятерых мальчиков до взрослого возраста дожили двое, а единственная дочь, названная в честь матери, стала отрадой известного отца. Софья Крамская родилась предположительно в 1866-м (другие источники настаивают на 1867 году). Закончила обычную женскую гимназию, но благодаря царившей в родном доме творческой атмосфере с малых лет демонстрировала интерес к живописи. Отец с готовностью развивал художественные навыки Сони и сделался ее первым терпеливым учителем.
Девочка росла задумчивой, неулыбчивой, часто виделась окружающим печальной. Любящий родитель Иван Николаевич любовался именно этой чертой своего дитя и очень часто писал её портреты. Еще в детстве близкими подругами Софьи стали дочери известного мецената Павла Третьякова - Вера и Саша. Вера вспоминала Софью такой:
«Некрасивая, но с умным, энергичным лицом, необычайно талантливая к живописи… В 16… похорошела, волосы отросли. Она прекрасно танцевала. Ее веселость, остроумие… привлекали к ней много поклонников.»

В 15 лет Софью обручили с молодым врачом Сергеем Боткиным. По этому случаю Крамской написал портреты влюблённых. Но вышло так, что Боткин вскоре влюбился в подругу невесты Александру Третьякову и решил жениться на ней. Когда помолвка была расстроена, портрет С.С. Боткина ушел в дом его родителей, а Сонин остался висеть в мастерской Ивана Николаевича. Юная Софья с разбитым сердцем находила утешение лишь в живописи. Удивительно, но несмотря на сложный разрыв, Софья нашла в себе силы сохранить теплые отношения с Александрой Третьяковой.
Полностью погрузившись в творчество, Софья 2 года брала уроки живописи у своего отца, а на заре 1890-х он устроил ее в частную живописную школу Парижа, где ее опекал приятель Крамского скульптор Антокольский. В те годы Софья успешно поучаствовала в ряде выставок на Родине, ее работы пользовались популярностью и заграницей. Она попробовала себя в разных видах и жанрах. Писала портреты по фотографиям, любила сюжеты мелодраматического свойства, натюрморты. На рубеже веков Софья Ивановна Крамская получила признание как портретистка представителей светской знати. Писала художница и императорскую семью. К сожалению, до нас дошли единицы работ Софьи Юнкер-Крамской. Большинство утрачены с течением времени, часть уничтожили по воле новой власти.

В 1901-м София Ивановна стала женой юриста Георгия Юнкера. Он работал присяжным поверенным в Петербургском Совете и многие годы занимался большим исследованием истории декабристов, которое так и не издали. Через 15 лет в разгар Первой Мировой, Софья останется вдовой. С 1910-х Юнкер-Крамская увлекалась миниатюрой. В качестве иллюстратора участвовала в посвященном 100-летию Пушкина юбилейном издании. Когда Иван Николаевич заболел, то стал тревожиться за дальнейшую судьбу любимицы. «Девочка, а как сильна, как будто уже мастер. Подумаю иногда, да и станет страшно… личная жизнь грозит превратиться в трагедию». Эти слова станут пророчеством. Жизнь его дочери действительно переросла в трагедию из-за роковых поворотов в судьбе страны. Крамской скончался, когда Софье только исполнилось 20. Эта утрата стала очередным тяжелейшим ударом, но не последним.

25 декабря 1930 года Юнкер-Крамскую арестовали по обвинению в контрреволюционной пропаганде. Ей вменялось создание группировки из бывшей знати. Свидетели, проходившие по делу, называли ее «человеком очень религиозным», стремящимся помогать всем, кому можно. Софья действительно устраивала на работу экс-дворян, смолянок и даже бывших офицеров царской армии. Несмотря на ситуацию, она не могла оставить в беде друзей и знакомых, оставшихся без средств к существованию. Первоначально ей грозил расстрел, но к весне высшую меру заменили на ссылку в Восточную Сибирь сроком на три года.
Каталог музейного собрания Общества «Мемориал» сохранил акварельный портрет Ицыной с характерной подписью автора. По словам владелицы портрета, дочки модели, он написан в Красноярске в 1930–40-е художницей Юнкер, также отбывавшей там ссылку. 15 октября 1931-го Юнкер-Крамская написала письмо из красноярской больницы, адресованное Екатерине Павловне Пешковой, помогавшей политзаключенным. София Ивановна жаловалась на тяжелое течение болезни, две операции, перенесенные во время ссылки. При этом не прекращала работать: в Иркутске – иллюстратором учебников и колхозных журналов, в Канске – фотографом и ретушером в местной печати. Когда ее разбил очередной удар, отнялась часть тела. Крамская попросила о смягчении участи: если и не вернуться домой, то хотя бы иметь возможность работать в более-менее пригодных условиях.
«Я могла делать ошибки в своих суждениях, могла что-нибудь не так правильно оценивать, могла криво судить о положении вещей, но преступления я не совершала никакого – и сознательно так горячо любя свою страну, после смерти мужа (он был финляндским подданным) – переменила свои бумаги на русские, подписав тогда уже отказ от каких бы то ни было претензий на имущество».

Разбитая параличом, она продолжала писать портреты, рисовать плакаты, афиши, вывески, занималась раскраской фотографий. Вернуться в Ленинград удалось 25 марта 1932 года. В благодарственном письме на имя Пешковой София Ивановна пообещала работать и дальше, пока позволят силы. Но в следующем году художница умерла. Реабилитирована посмертно 28 сентября 1989 года.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/041125/66074/