

История эта случилась в конце 18 века, когда во Франции большинству людей и так жилось несладко: велась расточительная война, с простолюдинов взимали огромные налоги, а монархия открыто поддерживала только дворянство. Само собой, что многолетнее недовольство населения стало обостряться и превращаться в революционные настроения - настолько, что достаточно было лишь искорки. И она нашлась, как ни странно, в виде роскошного ювелирного изделия.

Этот эпизод мог бы не случиться, если бы не одна весьма предприимчивая особа - незаконнорожденный представитель династии Валуа, Жанна де Валуа-Сен-Реми, самопровозглашенная графиня де Ламотт и известная авантюристка, проворачивающая самые разные аферы для поддержания кошелька и статуса. Помимо мужа, дамочка имела ещё и любовников, одного звали Рето де Вийетта, и он промышлял ремеслом фальшивомонетчика.

А был ещё и второй, кардинал де Роган, который был в очень плохих отношениях как с императрицей Священной Римской империи Марией Терезией Австрийской, так и её дочерью, французской королевой Марией-Антуанеттой, и очень хотел это исправить. И тут ему на помощь пришла графиня де Ламотт: ей было известно об истории роскошного ожерелья, которое стоило в современном эквиваленте около примерно 15 миллионов и было создано по заказу предыдущего короля Людовика XV для его фаворитки мадам Дюбарри.

Однако монарх не дожил до выкупа украшения, и роскошный подарок остался не у дел. Тогда ювелиры решили попробовать продать его новой королеве Марии-Антуанетте. Однако та отказалась, потому что в стране была и так плохая экономическая ситуация, а они ещё и воевали. По некоторым данным, королева объяснила отказ так: «Франции больше нужны семьдесят четыре корабля, чем ожерелья». Вот только другие расходы Марии-Антуанетты всё равно раздражали народ, из-за чего она имела дурную репутацию.

И тут, спустя несколько лет после отказа королевы, в игру вступает графиня де Ламотт: она обманывает кардинала Рогана, рассказывая о несуществующих связях при дворе и личное знакомство с супругой короля, и убеждает его, что он может стать поверенным в деле о покупке роскошного ожерелья, тем самым добившись расположения Марии-Антуанетты. Его любовница даже подделывает письма, якобы от королевы и устраивает кардиналу встречу с модисткой Николь д'Олива, имеющую сходство с королевой и выдающую себя за неё - и де Роган во всё это верит.

Он не только оплачивает первый взнос за ожерелье ювелирам и оставляет поддельные заёмные письма на остальные платежи, считая их настоящими, но и якобы вкладывает большие средства в деятельность благотворительных организаций королевы, хотя на самом деле они просто присвоены графиней. Обман раскрылся больше чем через год, когда ювелиры не получили ожидаемых взносов за украшение, а подлинность подписи королевы на бумагах стала вызывать вопросы. Мастера дошли с этим вопросом лично до короля, Людовика XVI, и началось расследование.

Картину произошедшего удалось восстановить фактически полностью: стало очевидно, что кардинал был обманут и искренне считал себя поверенным королевы, поддельные заёмные письма и неправильную подпись Марии-Антуанетты составил тот самый фальшивомонетчик и любовник де Ламотт, а само ожерелье аферисты после получения от де Рогана разобрали и распродали. Виновные были наказаны публично, и дело было закрыто - казалось, что неприятная история подошла к концу: тем более, что до начала революции было ещё три года.

Вот только скандал с ожерельем оставил слишком заметный след на и без того подпорченной репутации Марии-Антуанетты. Вместо оправдания королевы в глазах общественности произошло её очередное очернение: люди, знающие о расточительности супруги монарха, просто не поверили в её невиновность и стали распускать о ней самые разные, зачастую грязные слухи. При этом симпатизировали графине Жанне де Ламотт, а та, сбежав из тюрьмы, ещё и мемуары об этом случае написала, стараясь всячески обелить себя и очернить королевскую семью.

И, как ни странно, её россказням поверили намного больше, чем официальному расследованию. Более того, среди поклонников выдуманной версии событий от графини было немало будущих революционеров. В общем же эта история ещё сильнее подорвала репутацию королевы, и оправиться от этого удара та уже не смогла. Как закончились события, известно, пожалуй, всем: вспыхнула Великая Французская революция, а Людовика XVI свергли и публично казнили - чуть позднее эту же судьбу разделила с мужем и Мария-Антуанетта.
Источник: https://novate.ru/blogs/041125/75147/