

Когда в конце двадцатых годов прошлого века в СССР во всю разворачивалась индустриализация, всё чаще стали говорить о перевыполнении норм, чтобы закончить планы побыстрее. Ярким примером этих начинаний был призыв выполнить «пятилетку за четыре года», вот только реализовать его было намного труднее, чем говорить о нём. И когда население не справлялось со сверхамбициозными задачами от партии, последняя стала искать варианты, что можно изменить, лишь бы труд был ещё более эффективным.

И вот тут появился экономист Юрий Ларин, который придумал, как оптимизировать график работы трудящихся, чтобы увеличить объёмы производства. Идея была проста: отменить большую часть всеобщих выходных, а тогда это были воскресенье, несколько религиозных и коммунистических праздников - не тронули только последние. Взамен предполагалось распределить выходные пяти отдельным группам рабочих по календарю так, чтобы на самом предприятии трудились все семь дней недели.

Таким образом, по информации редакции novate.ru, у каждого человека было теперь два выходных дня вместо одного воскресенья, но эти выходные могли выпасть на какой угодно день, в зависимости от того, в какую из пяти групп попал конкретный рабочий. Кроме того, согласно Постановлению ЦК КПСС от 26 августа 1929 «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях Союза ССР», изменился и суточный график - семь часов работы в день вместо восьми.

Введение «непрерывки», или «непрерывной рабочей недели» коснулось и внешнего вида календарей - теперь он стал разноцветным. Дело в том, что власти понимали трудность запоминания нового, нестандартного графика, который у многих людей отличался друг от друга, поэтому они годовых календарях-табелях разными цветами помечали выходные дни для каждой группы рабочих. Была и другая градация обозначения выходных в виде набора изображений по типу пикограмм - серп, молот, книга, самолёт и знамя.

Так появились «Советские революционные календари», также известные по народному прозвищу «непрерывки». Если присмотреться, то там совершенно не учитываются церковные праздники, как и задумывалось изначально. Это позволяет современным историкам сделать вывод, что большевики с помощью семидневной рабочей недели ещё и дополнительно с религией боролись. Но вот пять коммунистических праздников никуда не делись - собственно, они и стали исключением из концепции непрерывной рабочей недели, потому что в эти дни не работал никто.

Однако уже через пару лет проявились и минусы насаждения нового рабочего графика - пострадали от него, как ни странно, оборудование и семейные отношения. Первые, не имея больше дней простоя, быстрее изнашивались и выходили из строя. А со вторыми ещё интереснее: разбитые на группы люди банально сталкивались с трудностями в общении. Одиноким гражданам стало труднее выстраивать крепкие отношения, а женатые испытывали проблемы в сохранении брака, ведь календарь не учитывал, что супруги могли оказаться в разных группах и не получались достаточно времени для совместной жизни и ведения хозяйства.

Советские власти получили столько жалоб на идею непрерывной недели, и при этом не достигли желаемого перевыполнения плана, что за исправление ситуации взялся сам Сталин. Под кураторством лично вождя народов придумали альтернативу в виде шестидневки, когда трудились пять дней, а шестой был выходным для всех. К тому же, дни отдыха сделали фиксированными, поэтому люди действительно получили возможность проводить больше времени вместе. Но так как на выработку это снова повлияло незначительно, в 1940 году вернули и шестидневку с выходным в воскресенье, и восьмичасовой рабочий день, а непрерывная неделя была окончательно забыта.
Источник: https://novate.ru/blogs/051125/75150/
Трибуна сайта
Наш рупор