16+
Лайт-версия сайта

Новости

Евреи, финны и не только: Какие диаспоры жили в Петербурге до революции, и Как они меняли город



Санкт-Петербург, основанный Петром I в 1703 году, развивался очень быстрыми темпами, и уже через девять лет стал официальной столицей Российской империи и центром ее культурной, экономической и политической жизни. И хотя, в отличие от других городов Восточной Европы, в Санкт-Петербурге всегда доминировала русская этническая группа, составлявшая 80–90 процентов населения, темпы его развития привлекали людей и других национальностей. Они селились в различных районах города, создавали свои сообщества и участвовали в социальной и культурной жизни города.


Польская диаспора


Гимнастическое общество «Польский сокол». Женская группа на занятиях. 1907 год


Гимнастическое общество «Польский сокол». Женская группа на занятиях. 1907 год


Начиная со второй половины XVIII века, в результате раздела польских территорий и вхождения части из них в состав Российской империи в Петербурге появилось много польских эмигрантов. Это было разнообразное сообщество художников, инженеров, рабочих, крестьян. Поляки работали парикмахерами, портными, сапожниками. Видное место в жизни высшего общества Петербурга занимали польские аристократы.

Польская диаспора представляла собой сложное сообщество. Поляки либо служили Российской империи, либо пытались сохранить свою самобытность и национальное самосознание. Основными районами компактного проживания польской общины были Коломенская улица, расположенная в районе Коломна, вокруг костела Святого Станислава.

После реформ Александра II численность польской диаспоры в Санкт-Петербурге стала возрастать. В конце XIX века появились целые польские районы, где открывались католические костелы, польские рестораны и гостиницы. Самое большое поселение поляков было на Выборгской стороне и в Лигове.

Поляки были задействованы в самых разнообразных профессиях, и многие из них оставили заметный след в русской истории. В частности, первый постоянный мост через Неву был построен польским инженером Станиславом Кербедз, а польский банкир и ученый Иван Блиох, построивший несколько железных дорог в России и написавший фундаментальные труды по железнодорожному строительству, был назван железнодорожным королем России XIX века.

Немецкая диаспора


Пивная завода «Бавария». 1910-е годы


Пивная завода «Бавария». 1910-е годы


Среди всех европейских народов, привлеченных в Санкт-Петербург Петром I, именно немцы приезжали в наибольшем количестве и внесли большой вклад в жизнь и развитие Северной столицы. Хотя события XX века привели к значительному сокращению численности немецких общин в городе и последующей ассимиляции, в царской России было время, когда почти десять процентов населения Санкт-Петербурга составляли этнические немцы и около двадцати процентов государственных служащих высокого ранга имели немецкое происхождение.

Немцы селились в разных районах Санкт-Петербурга, но самое большое их поселение образовалось на Васильевском острове. Центрами немецкой культуры стали лютеранская церковь Святых Петра и Павла и основанная при ней школа Петришуле, в которой получили образование многие выдающиеся личности дореволюционной России.

Немцы играли значительную роль практически во всех сферах городской жизни Санкт-Петербурга. Невозможно перечислить всех ученых, инженеров, архитекторов, музыкантов, промышленников и многих других деятелей науки и искусства, чьи достижения в городе остались запечатленными для потомков. Среди этнических немцев было немало выдающихся медиков, преподавателей, творческих личностей.

Ингерманландские финны


Ингерманландские девушки в национальных одеждах


Ингерманландские девушки в национальных одеждах


Одними из первых жителей Санкт-Петербурга были ингерманландские финны, которые проживали на этой территории еще в XVII веке до того, как был основан Санкт-Петербург. Многие из них принимали участие в строительстве города. Иные приезжали в столицу российской империи позже, чтобы получить образование, освоить востребованную профессию и заниматься ремеслом. Селились выходцы из Финляндии преимущественно на Выборгской стороне, в фабричных районах и в окрестностях Финского вокзала.

Среди финнов было много сапожников, ювелиров, часовых мастеров, многие финны работали на фабриках Санкт-Петербурга или занимались извозом. Больше половины питерских трубочистов также составляли финны, которые в совершенстве владели спецификой этой работы, при этом все они были из одной местности. После того, как в России были построены первые железные дороги, финны начали активно осваивать профессии железнодорожников. Женщины нередко устраивались работать в богатые семьи горничными или прачками.

В начале XX века численность ингерманландских финнов в Санкт-Петербурге составляла примерно 130 тысяч человек, но последующие события в России оказали глубокое влияние на финноязычную общину и привели к значительному сокращению ее численности.

Еврейская диаспора


Петр Столыпин при представлении Николаю II еврейской делегации и поднесении Торы. 1911 год


Петр Столыпин при представлении Николаю II еврейской делегации и поднесении Торы. 1911 год


В течение первого столетия существования Санкт-Петербурга в городе практически не проживали евреи, их легальное поселение в столице Российской империи, как и в других крупных городах России, было разрешено только во время правления Александра II, и то в большей степени оно касалось привилегированных представителей еврейской национальности – богатых купцов, ремесленников, врачей, ученых и ветеранов армии.

К концу правления Александра в городе легально проживало около 16 тысяч евреев, а к началу ХХ века их число достигло 20 тысяч, хотя, по некоторым данным, почти такое же их количество проживало в Санкт-Петербурге нелегально, что делало их общину крупнейшей в столице Российской империи. Преимущественно евреи селились южнее Невского проспекта, в районе Большой Бронной улицы и канала Грибоедова.

На протяжении всего позднего периода развития Российской империи они оставались одной из самых сегрегированных в плане проживания этнических групп города. Тем не менее евреи Санкт-Петербурга приняли русский язык как родной быстрее, чем любое другое этническое меньшинство.

В конце ХIХ века численное преимущество среди евреев было за ремесленниками и купцами, но значительная часть еврейской нации была вовлечена в сферу зарождающегося банковского дела и контролировала значительную часть финансов. Во главе диаспоры стояла семья Гинцбургов, утвердившая собственный банк в Санкт-Петербурге, которым управлял сначала Евзель Гинцбург, затем его сын Гораций, а затем сын Горация Давид. Купец I гильдии, филантроп и общественный деятель Авраам Зак, сначала служивший у Гинцбургов, позднее также открыл свой банк, один из крупнейших в империи.

Среди евреев Санкт-Петербурга были такие известные личности, как поэты Иегуда Лейб Гордон и Шимен Фруг, писатель Шлойме Рапопорт, издатели Адольф Ландау и Александр Цедербаум. 

Французская и другие диаспоры


Французский ресторан Кюба в Санкт-Петербурге в начале ХХ века


Французский ресторан Кюба в Санкт-Петербурге в начале ХХ века


Основание новой столицы открыло двери Российской империи в Западную Европу, откуда пришли салонная культура и французский язык. Еще во время строительства Санкт-Петербурга Петр I нанимал французских архитекторов, инженеров и художников, а позднее Екатерина Великая приглашала французских скульпторов, дизайнеров и художников для работы в Санкт-Петербурге.

Несмотря на события, связанные с Наполеоновскими войнами, Франция оставалась культурным ориентиром для Санкт-Петербурга, главным источником моды, развлечений и роскошной жизни, которыми наслаждалось петербургское высшее общество. Французы, приезжающие в Санкт-Петербург в XVIII веке, селились преимущественно на Васильевском острове, во Французской слободе, позднее - в центре города.

Французская диаспора в дореволюционном Петербурге была сравнительно небольшая, но вклад французов в культурную, политическую и общественную жизнь столицы Российской империи был огромным и затрагивал практически все сферы жизни и деятельности. 

Помимо этого, в дореволюционном Санкт-Петербурге существовали небольшие диаспоры, такие как итальянская, шведская, британская, которые как правило не превышали нескольких тысяч человек, но среди них были выдающиеся личности. Итальянцы практически с момента основания города занимали ключевые позиции в архитектурной, художественной и театральной жизни столицы, шведские специалисты по приглашению Петра I занимались строительством города. Англичане были вовлечены в коммерцию. Кроме того, в России очень ценились английские преподаватели, гувернеры и садовники. 

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/271025/65945/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор

 
ЗАХОДИТЕ - У КАЖДОГО ЕСТЬ НАДЕЖДА НА ЧТО-ТО!


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft