Зарегистрировано — 129 676Зрителей: 71 835
Авторов: 57 841
On-line — 22 519Зрителей: 4494
Авторов: 18025
Загружено работ — 2 216 502
«Неизвестный Гений»
Новости
Евреи, финны и не только: Какие диаспоры жили в Петербурге до революции, и Как они меняли город

Санкт-Петербург, основанный Петром I в 1703 году, развивался очень быстрыми темпами, и уже через девять лет стал официальной столицей Российской империи и центром ее культурной, экономической и политической жизни. И хотя, в отличие от других городов Восточной Европы, в Санкт-Петербурге всегда доминировала русская этническая группа, составлявшая 80–90 процентов населения, темпы его развития привлекали людей и других национальностей. Они селились в различных районах города, создавали свои сообщества и участвовали в социальной и культурной жизни города.
Польская диаспора

Начиная со второй половины XVIII века, в результате раздела польских территорий и вхождения части из них в состав Российской империи в Петербурге появилось много польских эмигрантов. Это было разнообразное сообщество художников, инженеров, рабочих, крестьян. Поляки работали парикмахерами, портными, сапожниками. Видное место в жизни высшего общества Петербурга занимали польские аристократы.
Польская диаспора представляла собой сложное сообщество. Поляки либо служили Российской империи, либо пытались сохранить свою самобытность и национальное самосознание. Основными районами компактного проживания польской общины были Коломенская улица, расположенная в районе Коломна, вокруг костела Святого Станислава.
После реформ Александра II численность польской диаспоры в Санкт-Петербурге стала возрастать. В конце XIX века появились целые польские районы, где открывались католические костелы, польские рестораны и гостиницы. Самое большое поселение поляков было на Выборгской стороне и в Лигове.
Поляки были задействованы в самых разнообразных профессиях, и многие из них оставили заметный след в русской истории. В частности, первый постоянный мост через Неву был построен польским инженером Станиславом Кербедз, а польский банкир и ученый Иван Блиох, построивший несколько железных дорог в России и написавший фундаментальные труды по железнодорожному строительству, был назван железнодорожным королем России XIX века.
Немецкая диаспора
Среди всех европейских народов, привлеченных в Санкт-Петербург Петром I, именно немцы приезжали в наибольшем количестве и внесли большой вклад в жизнь и развитие Северной столицы. Хотя события XX века привели к значительному сокращению численности немецких общин в городе и последующей ассимиляции, в царской России было время, когда почти десять процентов населения Санкт-Петербурга составляли этнические немцы и около двадцати процентов государственных служащих высокого ранга имели немецкое происхождение.
Немцы селились в разных районах Санкт-Петербурга, но самое большое их поселение образовалось на Васильевском острове. Центрами немецкой культуры стали лютеранская церковь Святых Петра и Павла и основанная при ней школа Петришуле, в которой получили образование многие выдающиеся личности дореволюционной России.
Немцы играли значительную роль практически во всех сферах городской жизни Санкт-Петербурга. Невозможно перечислить всех ученых, инженеров, архитекторов, музыкантов, промышленников и многих других деятелей науки и искусства, чьи достижения в городе остались запечатленными для потомков. Среди этнических немцев было немало выдающихся медиков, преподавателей, творческих личностей.
Ингерманландские финны

Одними из первых жителей Санкт-Петербурга были ингерманландские финны, которые проживали на этой территории еще в XVII веке до того, как был основан Санкт-Петербург. Многие из них принимали участие в строительстве города. Иные приезжали в столицу российской империи позже, чтобы получить образование, освоить востребованную профессию и заниматься ремеслом. Селились выходцы из Финляндии преимущественно на Выборгской стороне, в фабричных районах и в окрестностях Финского вокзала.
Среди финнов было много сапожников, ювелиров, часовых мастеров, многие финны работали на фабриках Санкт-Петербурга или занимались извозом. Больше половины питерских трубочистов также составляли финны, которые в совершенстве владели спецификой этой работы, при этом все они были из одной местности. После того, как в России были построены первые железные дороги, финны начали активно осваивать профессии железнодорожников. Женщины нередко устраивались работать в богатые семьи горничными или прачками.
В начале XX века численность ингерманландских финнов в Санкт-Петербурге составляла примерно 130 тысяч человек, но последующие события в России оказали глубокое влияние на финноязычную общину и привели к значительному сокращению ее численности.
Еврейская диаспора
В течение первого столетия существования Санкт-Петербурга в городе практически не проживали евреи, их легальное поселение в столице Российской империи, как и в других крупных городах России, было разрешено только во время правления Александра II, и то в большей степени оно касалось привилегированных представителей еврейской национальности – богатых купцов, ремесленников, врачей, ученых и ветеранов армии.
К концу правления Александра в городе легально проживало около 16 тысяч евреев, а к началу ХХ века их число достигло 20 тысяч, хотя, по некоторым данным, почти такое же их количество проживало в Санкт-Петербурге нелегально, что делало их общину крупнейшей в столице Российской империи. Преимущественно евреи селились южнее Невского проспекта, в районе Большой Бронной улицы и канала Грибоедова.
На протяжении всего позднего периода развития Российской империи они оставались одной из самых сегрегированных в плане проживания этнических групп города. Тем не менее евреи Санкт-Петербурга приняли русский язык как родной быстрее, чем любое другое этническое меньшинство.
В конце ХIХ века численное преимущество среди евреев было за ремесленниками и купцами, но значительная часть еврейской нации была вовлечена в сферу зарождающегося банковского дела и контролировала значительную часть финансов. Во главе диаспоры стояла семья Гинцбургов, утвердившая собственный банк в Санкт-Петербурге, которым управлял сначала Евзель Гинцбург, затем его сын Гораций, а затем сын Горация Давид. Купец I гильдии, филантроп и общественный деятель Авраам Зак, сначала служивший у Гинцбургов, позднее также открыл свой банк, один из крупнейших в империи.
Среди евреев Санкт-Петербурга были такие известные личности, как поэты Иегуда Лейб Гордон и Шимен Фруг, писатель Шлойме Рапопорт, издатели Адольф Ландау и Александр Цедербаум.
Французская и другие диаспоры
Основание новой столицы открыло двери Российской империи в Западную Европу, откуда пришли салонная культура и французский язык. Еще во время строительства Санкт-Петербурга Петр I нанимал французских архитекторов, инженеров и художников, а позднее Екатерина Великая приглашала французских скульпторов, дизайнеров и художников для работы в Санкт-Петербурге.
Несмотря на события, связанные с Наполеоновскими войнами, Франция оставалась культурным ориентиром для Санкт-Петербурга, главным источником моды, развлечений и роскошной жизни, которыми наслаждалось петербургское высшее общество. Французы, приезжающие в Санкт-Петербург в XVIII веке, селились преимущественно на Васильевском острове, во Французской слободе, позднее - в центре города.
Французская диаспора в дореволюционном Петербурге была сравнительно небольшая, но вклад французов в культурную, политическую и общественную жизнь столицы Российской империи был огромным и затрагивал практически все сферы жизни и деятельности.
Помимо этого, в дореволюционном Санкт-Петербурге существовали небольшие диаспоры, такие как итальянская, шведская, британская, которые как правило не превышали нескольких тысяч человек, но среди них были выдающиеся личности. Итальянцы практически с момента основания города занимали ключевые позиции в архитектурной, художественной и театральной жизни столицы, шведские специалисты по приглашению Петра I занимались строительством города. Англичане были вовлечены в коммерцию. Кроме того, в России очень ценились английские преподаватели, гувернеры и садовники.



