Зарегистрировано — 129 301Зрителей: 71 513
Авторов: 57 788
On-line — 36 637Зрителей: 7356
Авторов: 29281
Загружено работ — 2 208 021
«Неизвестный Гений»
Новости
Какую женскую потребность позволяли справлять лишь раз в неделю Екатерине Великой и как ещё воспитывали будущую императрицу России


Екатерина Вторая, великий реформатор России, вошла в историю как самая креативная бабушка. Императрица лично участвовала в воспитании своих многочисленных внуков. Она лично следила за здоровьем наследников, трудилась и играла с ними, писала для них сказки, придумывала удобные варианты одежды. Что стало истиной причиной такой плотной заботы? Нереализованное счастье материнства, желание удержаться на троне или просто осознание важности воспитания достойного поколения?
Детство – истоки всему
Вся жизнь Софии Августы Фредерики Анхальт-Дорнбургской (позже Анхальт-Цербстской) была наполнена на преодоление всеразличных высот. С самого раннего возраста ее готовили к замужеству в далекой стране. Для этого учили сразу нескольким языкам, танцам, рукоделию и даже верховой езде.
Рожденная в маленьком княжестве, юная принцесса воспитывалась под строгим контролем маменьки, гувернантки и учителей. Весь день малышки был расписан по часам. На простые детские радости, такие как игры с подругами, времени не давалось. Мать учила ее держаться от всех в стороне, прятать свои чувства, молча делать выводы, больше слушать, чем говорить.

В моменты горести Софии говорили: плакать надо один раз в неделю, и так, чтоб никто не видел. Казалось, от подвижного ребенка требуют невозможного - не торопливости, полной покорности, послушания и вечно вежливой улыбки на лице.
Строгая гувернантка всегда предъявляла к ней повышенные требования. Любые жалобы девочки пресекались резко и безоговорочно. На будущее принцессы возлагали большие надежды, за счет ее брака планировали поправить материальное положение семьи.
Только трудолюбие, целеустремленность и жажда новых знаний выручали Софию в такой ситуации. Она всегда была выше сверстников ростом, очень старалась держать благородную осанку.

Впрочем, какой -то период, ради этой самой осанки, ей пришлось даже носить сутками тугой корсет под платьем. Кто знает, как бы сложилась жизнь Софии, если бы не Императрица Елизавета. Для укрепления своей власти она решила женить своего наследника на принцессе из обедневшего княжества.
Царицу не смутил факт дальнего родства будущих молодоженов. В роскошном дворце чужой страны, пятнадцатилетняя Фике оказалась почти в одиночестве, без знания русского языка, без родственников и подруг.

Ради брака девушке пришлось поменять вероисповедание и даже имя. Замужество не принесло ожидаемого счастья. Они были немного знакомы с детства. Вначале Петр Третий проявил к жене интерес, но очень быстро охладел к ней.
Родить наследника Екатерина смогла только через несколько лет. Долгожданного сына сразу забрала к себе на воспитание свекровь. Екатерина Вторая не сдалась, не впала в отчаяние. Она погрузилась в изучение устройства страны, занялась самообразованием. Спустя годы, сместила мужа с престола, и сама взошла на Российский трон.
За время правления Екатерины Второй Россия стала великой державой. Императрица продолжила реформы, начатые Петром Первым. Она внесла преобразования во многие отрасли, в том числе в образование и даже в моду. Отношения с сыном не заладились. Павел вырос капризным и избалованным.

Когда появились внуки, Екатерина Вторая решительно взялась за воспитание будущих наследников. Она слишком хорошо помнила боль разлуки с Павлом, поэтому дети были размещены в покоях рядом с родителями. Невестка Екатерины Второй, всегда могла присутствовать целыми днями в комнате с малышами.
Впрочем, если верить некоторым источникам, нравственные нравы в царских покоях были совсем далеки от идеальных. Вот и выходило, что всего внуков у Екатерины было более десяти. Хотя в основном она опекала Александра и Павла.
Вот вам и бабушкино воспитание
Все бабушки безумно обожают своих внуков, желают им самого лучшего. Однако, далеко не каждая сможет подобрать такие способы влияния, чтобы в итоге вырос из наследника, действительно, достойный человек. Екатерина Вторая, прожив целую жизнь, пришла к некоторым выводам и выработала целую методику воспитания всесторонне развитой личности.
Получился целый педагогический трактат, которым можно и сегодня воспользоваться несмотря на то, что прошла не одна эпоха. Советы эти кардинально отличались от существующих в ту пору принятых обычаев. Основа их была не в послушании, а в поддержании самостоятельности у ребенка.

Умеренная строгость и ограничения в пределах разумного, сочетались с полной свободой действий. Режим дня присутствовал, но отклонения были всегда разрешены, по ситуациям. По приказу ее Величества, всякий взрослый обязательно строил свое общение в виде игры, побуждающей к рассуждению и наблюдениям за окружающим миром.
Нельзя было выражаться грубо при детях, обманывать их и ругать публично. Не допускалось и рукоприкладство. На всякие капризы и слезы без причины, царица рекомендовала всем взрослым просто не реагировать. Все, что запрещено одним воспитателем – должно беспрекословно соблюдаться всеми взрослыми.

Поэтому, каждый воспитатель, прежде чем ввести запрет, должен был хорошо подумать, благоразумно ли он поступает. Все ситуации было велено обговаривать спокойным, ровным голосом и только дома, в комнате. Ругать за лень, а не за двойку в учебе. За все успехи обязательно публично хвалить.
Много внимания заботливая бабушка уделяла детскому питанию и гигиене. Казалось бы, царские наследники, бабушкины любимчики, уж они то могли позволить себе любые «вкусняшки». Увы, Екатерина Великая искренне считала, что всякое излишество портит характер человека.

Потому, в детском меню преобладали: простая еда, ягоды, овощи и фрукты. Выбор блюда всегда оставался за ребенком. Категорически запрещалось навязывать пищу, заставлять доедать, если ребенок считает, что он сыт. Между приемами пищи допускался только хлеб с водой.
Из предложенных сладостей ребенок сам выбирал только одно пирожное или одну конфету. Много внимание уделялось и закаливанию организма. Ежедневное умывание холодной водой, чистка зубов. На кроватях никаких мягких перин, только жесткий матрас. Температура в комнате восемнадцать градусов.

Купание в реке, верховая езда, пешие прогулки, дневной сон и ежедневные занятия спортом: все это было прописано в режиме дня, наравне с образовательными науками. А еще – приобщение к физическому труду! Ребенок, особенно будущий царь, должен уметь сажать и убирать урожай, красить забор и понимать устройства простых механизмов.
Ну, и главное, чему учила бабушка, ценить заботу других, любить свою семью и страну. Результат этой педагогической системы мы можем видеть, читая о дальнейшей жизни российских цесаревичей. Вот такое вам, революционное бабушкино воспитание.
А не пошить ли нам комбинезон?
Сложно представить, но внукам было разрешено играть в любой комнате, где находилась Императрица. Екатерина Вторая с удовольствием играла с наследниками, читала вместе с ними книги, пела песни, рассказывала им сказки.
Однажды, внимательно наблюдая за Александром, она заметила, сколь неудобны его одежды. Дети давней от нас эпохи носили костюмы, подобные взрослым. Длинные рубашки, в которые наряжали малышей - путались, задирались при быстром беге.
Переодевание малыша, если он испачкался, становилось неприятным событием. И тогда, у Екатерины возникла идея – сшить вместе верх и низ, а застежку сделать на спине.

Уютная, теплая комфортная для всех одежда, камзол и штаны воедино собранные, приобрела популярность не только в России. Комбинезон стал гениальной вещицей, которой мы пользуемся и сегодня. Правда пуговки предпочитаем, все же, спереди.
В музеях мира сегодня можно увидеть три оригинальных выкройки и несколько комбинезонов, пошитых для цесаревичей. Все они были сшиты из качественных материалов, лишены излишних деталей. Не смотря на солидный возраст, выглядят еще очень прилично.

Например, посетители Эрмитажа могут лицезреть три парадных костюмчика, которые носил Великий князь Александр Павлович. Это кафтаны, камзолы и штаны сшитые вместе металлической нитью. Все они сделаны из дорогих материалов: из атласа, бархата и парчи. На подкладочном материале каждого наряда имеются надписи, которые указывают на дату изготовления и порядковый номер.
Каждый комбинезон дополнен совсем незначительными элементами декора, созданных в стиле русских мастеров: съемные пуговицы из золота и самоцвета, граненные стекла, блески. Впрочем, возможно эти детали предназначались больше для глаз посетителей дворца, а никак не для удобств мальчиков.
Комментарии:
Нет комментариев