16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  129 080Зрителей: 71 328
Авторов: 57 752

On-line26 799Зрителей: 5349
Авторов: 21450

Загружено работ – 2 203 637
Социальная сеть для творческих людей
  

Новости

Как к первой брачной ночи готовилась невеста на Руси, а гости ей помогали


В русской деревне первая брачная ночь воспринималась как важный обряд, а не просто как личное событие. Она объединяла в себе старинные традиции, тревоги и надежды. Для молодой девушки, готовящейся стать женой и матерью, этот момент означал переход от беззаботного девичества к новой роли. Подготовка начиналась задолго до свадьбы и была наполнена символами: от банных процедур до праздничного застолья — всё направлялось на то, чтобы невеста смогла принять предстоящие изменения, находясь под зорким взором общины.


Коли женщиной родилась


 Очень часто мнение девушки при выборе  будущего мужа не учитывалось.


Очень часто мнение девушки при выборе будущего мужа не учитывалось.


В крестьянской России брак — это не история про любовь, а скорее договор между семьями, который соединял хозяйство и род вместе. Девушек выдавали замуж обычно в возрасте от шестнадцати до двадцати лет, и решали это не они, а родители со сватами — мнение невесты почти не учитывалось.

Первая брачная ночь считалась важнейшим моментом. Не просто интимом, а знаком того, что семья будет существовать. За невестой следили, её честь и чистота были на виду у всей деревни. В некоторых местностях даже проверяли простыню после свадьбы. Чтобы убедиться, что девушка была «чиста», и этот личный момент превращался в ритуал, при котором присутствовала вся деревня.
С детства девочки впитывали эти правила, глядя на матерей и старших сестёр. О том, что ждёт ночью, открыто не говорили. Но в обрядах, песнях, частушках ясно намекали: первая ночь — это не просто страсть, а долг, который надо выполнить.

Как к свадьбе и первой ночи готовились


Перед свадьбой девушке расплетали  косы.


Перед свадьбой девушке расплетали косы.


Когда наступало время готовиться к свадьбе, начиналось всё с глубинного очищения — и тела, и души. В крестьянской среде баня была не просто местом для мытья, а настоящим священным пространством. Невеста туда шла не просто помыться, а словно смыть с себя прошлую жизнь и подготовиться к новой роли. Подруги, заводя знакомые напевы, нежно растирали её кожу, заплетали или наоборот расплетали косы. Длинные пряди были символом её девичества и свободы. В некоторых деревнях посещение бани становилось обрядом: девушки румянили лицо, красили губы и веки, вплетали в волосы яркие ленты.

Всё это должно было подчеркнуть здоровье и красоту невесты, ведь считалось, что от этого зависит её способность стать матерью.
Особенно трогательным был момент расплетания кос перед свадьбой. Длинные волосы, которыми гордилась каждая девушка, развязывали или даже обрезали — это был символ прощания с детством и шаг в новую жизнь, в мир замужества. Часто в этот момент из глаз невесты капали слёзы. Не только от страха перед неизвестностью, но и от чувства утраты той беззаботной свободы, что была у неё раньше.

Что ждет тебя, на ушко расскажу


О жизни после замужества девушки узнавали от матерей, бабушек или крестных.


О жизни после замужества девушки узнавали от матерей, бабушек или крестных.


О том, что ждёт девушку в брачную ночь, не рассказывали прямо. Всё было завуалировано: намеки, шепот на ухо. Мать, бабушка или крёстная делились советами осторожно, а главный принцип был: «Терпи, доченька, и слушай мужа». Интимная близость воспринималась скорее как долг, а не как радость, и девочек учили терпению и послушанию. Страх перед первой ночью был обычным явлением, особенно если жених был чужим, выбранным родителями.

Чтобы немного разрядить напряжение, на девичниках пели ироничные частушки. Подруги заводили весёлые песенки, где через образы природы (Калинка-малинка) прятались намёки на близость. Эти шуточные напевы помогали невесте принять свою новую роль, но тревога всё равно оставалась. Ведь интимную жизнь окутывала тайна и стыд.

Перед свадьбой проводили девичник, с песнями, плясками, разыгрыванием символических сценок.


Перед свадьбой проводили девичник, с песнями, плясками, разыгрыванием символических сценок.


Накануне свадебного торжества проводился девичник — вечер, когда прощались с беззаботной юностью. Звучали грустные песни, девушки плели венки, а невесте дарили вышитые платки или кукол — символы будущей семейной жизни. В некоторых местах, к примеру, в Поволжье, девичник становился настоящим спектаклем. Разыгрывались сценки, где невестушка словно покидала мир девичества, а подруги провожали её с причитаниями и слезами. Эти обряды помогали смириться с волнением и подготовиться к новой роли. Правда, слёзы на глазах были настоящими — ведь выход замуж означал конец свободной жизни, новый непростой путь.

Решающий день


 Первая брачная ночь зачастую была настоящим испытанием для невесты.


Первая брачная ночь зачастую была настоящим испытанием для невесты.


Сама свадьба была настоящим калейдоскопом обрядов, а первая брачная ночь служила их венцом. После венчания и свадебного пира молодых отводили в спальню. Порой это была отдельная горница, если семья была состоятельной, но чаще всего — уголок избы, отделённый занавеской. Этот «постельный обряд» напоминал «шоу»: пение и шутки гостей, причитания свекрови или старшей родственницы, которая готовит постель, используя для украшения колосья, травы, яблоки, то есть символы плодородия и благополучия. В некоторых деревнях на постель сыпали хмель. Говорили, что это растение принесет семейное счастье, поможет родить детишек.

При проводах невеста получала тонкие намеки. Звучали песни с многозначительными словами про белую лебедушку на постельке, а в частушках проскальзывал лукавый подтекст. Для невесты это часто было настоящим испытанием. Ей приходилось оставаться в центре внимания, и при этом никакого личного пространства: личное становилось делом всей общины.

Она слушала песни, где использовались образы «сада», «ключа» или «пашни», и все это было символом интимной близости. В песне о красной калине невестушку сравнивали с я годкой, которая готова к «сбору», что означало её новый статус и переход к материнству. Частушки бывали достаточно смелыми: «Не робей, милый мой, залезай за занавесочку!». Такие слова были призваны разрядить напряжённость без переступания границ приличия.

Первая брачная ночь была не просто моментом близости, а важным обрядом, который закреплял новую роль девушки как жены. В тесной избе, где слышен был каждый шорох, её переход в новую жизнь проходил под пристальным вниманием всей деревенской общины. От их одобрения зависела не только её честь, но и будущее рода. Несмотря на всю серьёзность и порой тяжесть этого испытания, обряды и песни становились для невесты своеобразной опорой. Они помогали ей справиться с волнением и страхами. Вся подготовка к свадьбе, от омовения в бане до прощального девичника была наполнена глубоким смыслом и символами. Там переплетались любовь, ответственность и вековые традиции.

 

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/190925/65512/

 

 

 




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи


Трибуна сайта
Всего-то, дама не дала…

Присоединяйтесь 



Наш рупор






© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft