Кабаре «Бродячая собака», расположенное в самом сердце исторического центра Санкт-Петербурга, на перекрестке Итальянской улицы и Михайловской площади, впервые распахнуло свои двери в последний день 1911 года. Несмотря на то что заведение находилось в бывшем винном подвале особняка Дашкова, на многолюдном и оживленном месте, скромный и неприметный вход в него вел со двора, а чтобы попасть в зал, надо было преодолеть несколько тусклых коридоров и деревянную арку, подсвеченную лампочками, с красовавшейся над ней надписью «Здесь все между собой считаются знакомыми».
Владелец заведения режиссер и актер Борис Пронин и еще 12 совладельцев, вложивших свои средства в открытие кабаре, которое позднее получило статус кафе, мечтали о создании уютного интеллектуального пространства для творческой петербургской богемы и достижению одной из основополагающих идей начала XX века - синтеза искусств, включающего в себя все направления поэзии, музыки, живописи и театра, а также объединения художников новых направлений.
Они создали свое «детище» за рекордно короткие сроки, переоборудовав помещение винного подвала в оригинальное и полюбившееся всеми заведение. Менее чем за полтора месяца в помещении был проведен ремонт, сооружены два отдельных зала, выложен огромный камин и эстрада, стены были расписаны фресковой живописью, в пестром, абстрактном стиле, на одной из стен красовался огромный герб с изображением дворняги по кличке Мушка. Говорили, что эта собака, давшая название кабаре, жила тут же, во дворе заведения.
По другой версии своим названием кафе обязано Алексею Толстому, который был одним из инициаторов создания места тусовки для творческой интеллигенции, и как-то в сердцах сказал Пронину: «Что же мы все, как бродячие собаки, не имеем даже места, где можно собраться и душевно провести время?»
Оповещение об открытии кабаре вышло в местной газете накануне Нового 1912 года. Его создатели приглашали писателей, поэтов, художников и других творческих личностей Санкт-Петербурга провести в этом заведении новогодние праздники. Борис Пронин и его коллеги понятия не имели, как пойдут дела, и окупятся ли вложенные в строительство кафе средства.
Но в первую же ночь там собрался весь цвет петербургского бомонда: Гумилев, Северянин, Мандельштам, Саша Черный, Анна Ахматова и другие известные поэты, музыканты, художники и актеры. В двух смежных залах, рассчитанных на 40 человек, набилось более ста посетителей. Ночь пролетела незаметно, и только под утро народ начал расходиться и интересоваться, когда можно будет снова посетить кафе.
Вначале было объявлено, что кафе будет работать только два дня в неделю, по средам и субботам, а допускаться в него будут только действительные члены сообщества «Бродячая собака» и их личные гости. Но вскоре организаторам пришлось перейти на ежедневное обслуживание, поскольку посетителей с каждым днем становилось все больше. Кафе «Бродячая собака» быстро начало пользоваться популярностью и стало сакральным местом, притягивающим и засасывающим в себя всех, кто туда попадал. Оно стало знаком эпохи.
Творческие люди, даже случайно оказавшиеся в этом тесном подвальчике, приходили туда снова и снова, приводили своих друзей, знакомых, приятелей. Кафе было изысканным, но шумным, с безмятежной и легкой атмосферой. Там обсуждались различные направления и жанры искусства, процветали различные формы символизма, акмеизма и футуризма, в его стенах рождались новые произведения.
Многие, побывавшие в этом кафе в те годы, говорили, что это было не просто светское времяпрепровождение, там была особая аура, в которой появлялось ощущение единения, люди чувствовали себя там причастными к чему-то светлому и великому. И совершенно неважно, что там одновременно могли обсуждать какие-то грандиозные планы, кто-то мог читать стихи со сцены, кто-то спорить, кто-то играть на рояле или признаваться в любви.
Помимо творческой интеллигенции в «Бродячую собаку» зачастили и любопытные, преимущественно из купцов и богатых промышленников, желающие посмотреть, как отдыхает городская богема. Их в кафе не любили, называли «фармацевтами», распознавали с первого взгляда. Сначала их вообще не пускали в кафе, но потом решили брать с них деньги за вход, установив огромную по тем временам сумму - 25 рублей. Но «фармацевты» охотно платили, чтобы хоть на одну ночь попасть в «золотую тусовку» завсегдатаев кафе, которых они в отместку называли «собачниками».
На протяжение трех лет кафе «Бродячая собака» работало ежедневно с одиннадцати часов вечера до утра и всегда было переполнено до отказа. Оно жило своей, особенной жизнью, где юный Сергей Есенин прекрасно играл свою благородную роль «последнего поэта деревянной Руси», вечно странствующий плейбой-авантюрист Николай Гумилев рассказывал о своих путешествиях в Египет и Абиссинию, красивый, широкоплечий бунтарь и романтик Владимир Маяковский горячо декламировал свои стихи со сцены, а бледная, угловатая Анна Ахматова, одетая в неизменные черные шелка, задумчиво сидела напротив и курила под чашечку крепкого кофе. Там же, за соседними столиками можно было увидеть Марину Цветаеву, Осипа Мандельштама, Александра Блока и многих-многих других, чьи имена позднее прославят русскую литературу и искусство.
По мере обострения войны и роста напряженности в обществе политический аспект деятельности кафе «Бродячая собака» все больше привлекал внимание властей. В начале 1915 года полиция провела обыск в кафе и обнаружила там тайник с алкоголем, запрещенным во время войны. Это стало основанием для его закрытия.
Пройдет еще два года, и Октябрьская революция разбросает всех этих людей по свету, но те, кто бывал в кафе в период его расцвета, всегда будут помнить этот последний островок их единения. Им никогда не удастся сюда вернуться, потому что до начала нового тысячелетия помещение бывшего винного подвала особняка Дашкова оставалось заброшенным и закрытым, и только в 2001 году историческое кафе «Бродячая собака» было возрождено и вновь открыло свои двери для посетителей.
И лишь один человек из бывших завсегдатаев легендарного кафе однажды случайно оказался в его стенах, когда во время Великой Отечественной войны оно было превращено в бомбоубежище. Однажды, оказавшись во время воздушной тревоги на улицах города, Анна Ахматова и ее спутник Борис Томашевский, спасаясь от бомб, попытались найти безопасное место в подвале ближайшего здания, где находилось импровизированное бомбоубежище. Когда глаза привыкли к темноте, Ахматова увидела на стенах подвала выцветшие, но до боли знакомые картины из своей далекой юности. Это был подвал «Бродячей собаки».
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/170925/65457/#