Жизнь этой актрисы была похожа на тщательно поставленный спектакль, где главной мистификацией стала она сама. Свое подлинное имя (Агата Чехович), происхождение и даже дату появления на свет она превратила в тщательно оберегаемую тайну, которую не открывала никому, кроме самых близких.
Её отец Климентий Чехович, происходивший из семьи священника, сделал блестящую карьеру в царской армии, служил в ставке императора и даже получил награду из рук самого государя. После революции офицерская честь повела его по трагическому пути: он влился в ряды Белой армии под командованием Деникина. Когда исход Гражданской войны стал очевиден, перед ним стоял выбор: эмигрировать или вернуться к семье. Он выбрал семью и отправился в белорусский поселок Старобин, где и был арестован.
Тень репрессий, нависшая над семьёй, заставила их уничтожить все документы и свидетельства, связывавшие их с Климентием Чеховичем. Дочери также намеренно убавили три года и дали фамилию матери Апанащик. С горькой иронией актриса позже признавалась, что проще было до конца играть роль простой деревенской девушки, чем пытаться объяснить окружающим аристократические манеры, впитанные ею с молоком матери.
В шестнадцать лет она перебралась в Минск. Никаких знакомых и связей у неё не было, и Агата начинала свой самостоятельный путь в жизни с тяжёлой работы домработницы и санитарки. Судьбоносный поворот случился благодаря отцу её подруги, который однажды услышал, как она читает стихи, и заявил, что её место – на сцене, а не на кухне с тряпкой.
Его совет отправляться в театральную студию стал для девушки билетом в новую жизнь. Там же она обрела и новое имя — Галина. Её юность была взрывной и неожиданной даже для той эпохи. Яркая, энергичная девушка не могла сидеть на одном месте, её неукротимый нрав требовал выхода, и она нашла его в увлечении спортом. Она занималась верховой ездой, мастерски метала копьё и даже лихо управляла мотоциклом, став в 20-летнем возрасте чемпионкой Белорусской ССР по мотокроссу. В этом образе бесстрашной амазонки трудно было найти что-то общее с тем уютным и мудрым образом хранительницы семейного очага, который позже сделал её любимицей миллионов.
Окончив театральную студию, Галина Макарова (тогда она ещё носила фамилию Апанащик) была принята в труппу Первого Белорусского драматического театра. Именно на сцене, в лучах софитов, она и увидела своего будущего мужа. Молодой офицер НКВД Иван Макаров, присутствовавший на одном из спектаклей, был сражён наповал красотой молодой актрисы. Он тут же бросился знакомиться с девушкой, стал оказывать ей знаки внимания и смог завоевать её сердце. На его предложение руки и сердца она ответила уверенным согласием. Вскоре молодая жена вслед за мужем отправилась в столицу. Галина взяла фамилию мужа и вскоре осчастливила его рождением в 1941 году сына. Супруги были счастливы, но вскоре началась война, разлучившая их.
Иван ушёл на фронт, а Галина с маленьким Эдуардом отправилась в глубокий тыл, переживая все тяготы эвакуации. Их долгожданная встреча после Победы оказалась вовсе не той, о которой она мечтала в разлуке. Супруг вернулся физически невредимым, но не один — его сопровождала другая женщина, та, кого в то время называли «походно-полевой женой». Холодно и без лишних эмоций он объявил о своём решении расторгнуть брак, «великодушно» предложив Галине и сыну жить у его матери.
Позже актриса с болью вспоминала тот момент, когда она, прижимая к себе сына, не могла поверить в реальность происходящего. Глубоко уязвлённая, но с гордо поднятой головой, она молча собрала свои и сына вещи и навсегда покинула порог их общего когда-то дома. Горечь этого предательства стала незаживающей раной, простить которую она не смогла до конца своих дней.
Она вернулась в Минск, на знакомые подмостки родного театра, где работа стала её главным спасением. Именно здесь судьба подарила ей новую встречу — с актёром Павлом Пекуром. Он проявил к ней чуткость и глубокую симпатию, которые со временем переросли в крепкие чувства. Они поженились, и в 1951 году у пары родилась дочь Татьяна. Этот брак стал тихой гаванью, островком стабильности и уважения. Однако, как отмечали близкие артистки, несмотря на всю преданность Павлу, она так и не смогла до конца забыть о своей любви к Ивану Макарову.
Бывший муж актрисы скептически относился к творческим способностям Галины, и когда она получила звание народной артистки СССР, он был крайне удивлён. Он даже смел обижаться на Галину за то, что во время приездов в Москву актриса никогда не выходила с ним на связь. Он словно и не подозревал, насколько глубоко ранил её своим предательством.
Наиболее болезненным поступком со стороны бывшего мужа стало требование передать ему на воспитание двенадцатилетнего сына. Галине пришлось согласиться под угрозой разглашения тайны её происхождения, что в те годы могло разрушить не только карьеру, но и жизнь. С тех пор Эдуард проживал в Москве, навещая мать лишь в период каникул. Несмотря на вынужденную разлуку, сын стал настоящей гордостью актрисы. Окончив МГТУ имени Баумана, Эдуард построил успешную карьеру в политике, заняв должность советника Михаила Горбачёва.
Галина Макарова была самой настоящей звездой в театре. Драматург Андрей Макаенок создавал для неё яркие персонажи, которые она воплощала с непревзойдённым мастерством. Её супруг, Павел Пекур, часто оставался в второстепенных ролях, но это не вызывало в нём ни малейшей ревности. Он искренне восхищался талантом жены и поддерживал её творческие устремления. Их дочь Татьяна посвятила себя режиссуре на белорусском телевидении и стала многодетной матерью.
Кинематографическая судьба Галины Макаровой — это история о том, как истинный талант может пробиться к зрителю, минуя все возрастные барьеры. Её карьера в кино началась необычно поздно, уже после сорока лет. Первые роли актрисы прошли практически незаметно для зрителей: безымянные кассирши, вахтёрши, крестьянки — мимолетные тени, чьих имен даже не указывали в титрах. Казалось, кинематограф видел в ней лишь типаж, а не актрису.
Подлинное рождение кинозвезды Макаровой случилось, когда ей было шестьдесят. Это был редкий случай в отечественном кино, когда неизвестной, по сути, актрисе в таком возрасте предложили не эпизод, а главную роль в картине «Вдовы». Эта работа стала триумфальным прорывом, открывшим её для миллионов зрителей. Вслед за этим посыпались предложения, и каждая её роль, будь то мудрая бабушка Агаша в «Молодой жене», колоритная цирковая билетерша в «Приключениях Дениса Кораблева» или Матрена в «Белых росах», становилась образцом искренности и народного типажа. Она получила негласный, но самый дорогой титул — «всенародная бабушка».
Однако за этим сценическим амплуа скрывалась сложная творческая драма. Принимая каждую роль с профессиональной благодарностью, Галина Макарова внутренне тосковала по многогранности. Её дочь Татьяна позднее раскрывала этот конфликт: блестящая театральная актриса, в молодости блиставшая в шекспировских и чеховских постановках, мечтала о масштабных, сложных характерах.
Ирония судьбы заключалась в том, что, скрывая своё аристократическое происхождение под маской «простой женщины», она настолько убедительно вошла в образ, что кинематограф навсегда заключил её в эти рамки. Её творческий потенциал, по признанию многих, так и остался нераскрытым до конца.
Своеобразной отдушиной и настоящей страстью для Галины Макаровой стало садоводство. С иронией она признавалась, что, не будь она актрисой, её неуемная энергия и любовь к земле непременно привели бы к руководству колхозом. Её загородный дом, расположенный в тридцати километрах от Минска, был не просто дачей, а настоящим творческим пристанищем, где она выступала в роли художника и созидателя. Здесь она своими руками разбила роскошный сад, коллекционируя редкие растения. Особой её гордостью были эдельвейсы, добытые с большим трудом, и более ста сортов пионов, превращавших участок в море красок и ароматов.
Она вела активную переписку с селекционерами со всего Союза через журнал «Цветоводство», выписывала семена самых экзотических растений. Именно в этом уголке она и провела свои последние дни. Галины Макаровой не стало в сентябре 1993 года, но остались её светлые образы на экране и память о прекрасной и талантливой актрисе.
Её внучка Анастасия позже вспоминала, что главным качеством бабушки была удивительная подлинность во всём. Именно эта искренность, отсутствие всякой фальши и умение оставаться собой в любых обстоятельствах стали тем ценным уроком, который актриса передала не только своей семье, но и миллионам зрителей, полюбивших её неподдельное искусство.