16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  128 670Зрителей: 71 038
Авторов: 57 632

On-line4 804Зрителей: 987
Авторов: 3817

Загружено работ – 2 196 130
Социальная сеть для творческих людей
  

Новости

Почему на такси рисуют шашечки: История от конных экипажей до «Победы» и «красных шапочек»

Почему на такси рисуют шашечки: История от конных экипажей до «Победы» и «красных шапочек»


В современном мире не обязательно иметь личное авто, чтобы добраться быстро и с комфортом. Для этого существует такси, которое по вызову довезет в нужное место, хотя это было придумано не сейчас, а во времена, когда гужевой транспорт был единственным способом передвижения. Извозчики начали с фиакров, создав Союз лондонских кучеров, а закончили автомобилями разных марок. За века чего только не произошло: дорога стоила 50 копеек за версту, в СССР – 10 копеек за километр, между таксистами возникали конфликты на фоне конкуренции, меняли цвет и требования, но оставалось неизменным одно – шашечки. Они были взяты как украшение, а остались самым узнаваемым знаком для перевозчиков и пассажиров во всем мире.



«Фиакры» - прообраз будущего такси


Фиакр - первое такси.


Фиакр - первое такси.


Прообраз такси появился во времена Средневековья, ведь и тогда попутчикам было необходимо добираться в какой-то определенный пункт. На основе возникшего спроса их подвозили в каретах, а потом зародился Союз лондонских кучеров. Так в начале XVII века появилась организация, которая официально получила разрешение брать плату за проезд с пассажиров. Такой способ передвижения особенно был выгоден трактирщикам, которые вызывали кареты для своих охмелевших постояльцев.

Кареты были совершенно обычными, отличало только одно – наличие навеса, но без каких-либо дополнительных удобств. В это же время в Париже также начинает практиковаться частный извоз. Разрешение получил Николя Саваж – мастер-каретник, на то, чтобы отвозить пассажиров в любой район города. У него было постоянное место дислокации – возле церкви святого Фиакра, где стояло 20 карет. Так его кареты получили название «фиакры».

Эпоха моторизованного такси – появление автомобиля


Моторизованное такси.


Моторизованное такси.


Цивилизация двигалась вперед, и в XIX веке уже по дорогам рассекали автомобили, сменившие конные экипажи. Вместе с тем и частный извоз стал более комфортным и быстрым. Казалось бы, он мог бы исчезнуть, но даже с тем условием, что машин стало достаточно много на улицах, потребность в подвозе существовала.

Моторизованное такси появилось в 1896 году в том же Париже. Однако не было популярным, потому что богатые и так имели свое авто, а для обычных граждан они были не по карману, потому что водители часто завышали расценки. Из-за того, что не было единого тарифа, каждый извозчик придумывал свои расценки.

Наладить систему честного взимания денег за километраж помог немецкий инженер Вильгельм Брюн, создав таксометр. Хотя все новое – это хорошо забытое старое, и новый таксометр по принципу работы напоминал римский одометр, придуманный Архимедом и Героном. Античный прибор состоял из двух колес, посредине ящик с шестернями, которые приводили в движение металлический диск с зубцами, установленный между колес. Сверху на ящике находился диск со вставленными в отверстия шариками, он прокручивался и они выпадали в небольшое углубление, когда одометр отсчитывал определенное расстояние. Подсчитав их, можно было определить километраж.

Устройство одометр - современное и античное.


Устройство одометр - современное и античное.


Таксистам не понравилось нововведение, ведь стало труднее делать накрутку на тарифе, а пассажиры получили справедливый расчет за проезд. Но это позволило увеличить число желающих воспользоваться услугами такси, хотя возник другой конфликт – конкуренция между таксистами, которая порой выливалась в острые разборки.

Самая массовая битва разразилась в июне 1920 года в Чикаго. Все началось с элементарного – таксисты двух компаний не поделили парковочное место возле театра. Сначала начались разборки, потом дошло до драки, а уже к ней подключились и другие таксисты. В итоге жителям страшно было выйти на дорогу, потому что баталии таксистов напоминали военные действия, только вместо танков у них были такси. В стычке участвовала компания Yellow Cab с желтыми кэбами и Checkerс такси, на которых были нанесены черно-белые шашечки. Слово «checker» переводится на русский – шашка, что позже и было позаимствовано всеми таксистами. Эта символика стала использоваться многими странами как удобный знак для обозначения такси.

Шашечки – самый узнаваемый символ перевозчика


Джон Герц, придумавший взять шашечки для такси.


Джон Герц, придумавший взять шашечки для такси.


Поле для игры в шашки или шахматы состоит из черно-белых клеточек, а шашечная доска называется checkerboard. Именно такой узор приглянулся владельцу компании такси Джону Герцу, чтобы выделить свои автомобили на фоне других. Этот рисунок еще напрямую имел связь с автогонками, на которых судьи им разделяли пройденный маршрут. «Чекер» воспринимался как контрольная точка, определенный отрезок, поэтому и были взяты клетчатые флаги – «чекеред», которые были близки по созвучию. Только позже ими стали делать отмашку на финише, и они перестали означать завершение отдельного участка. Но то, что клетка и участок оказались взаимосвязаны, понравилось Джону Герцу, и шахматный рисунок он нанес на свои авто для перевозки. Яркий рисунок и в то же время очень простой, был запоминающимся, бросающимся в глаза. Со временем шашечки на машине стали указывать на специализацию авто.

Шашечки на русском такси


Такси в СССР.


Такси в СССР.


В Российской империи впервые упомянули извозчика на машине, чтобы описать курьезную ситуацию. Дело в том, что в качестве зазывалы он прикрепил к своей машине говорящую табличку, которая постоянно напоминала прохожим: «Извозчик. Такса по соглашению». Но уже через несколько лет в Санкт-Петербурге был открыт «Таксомотор» для извоза. Так еще до революции появилось такси, но его считали привилегией буржуазии – рабочий класс на них не разъезжал, причем это продлилось долгое время. Как говорила управдом из фильма «Бриллиантовая рука»: «Наши в булочную на такси не ездят». Однако со временем оно все больше становилось доступным и общественным транспортом.

Изначально для такси использовалось заграничное авто, а в 30-х годах был налажен выпуск отечественной продукции – появился «ГАЗ-А» с таксометром и флажком «Свободен» - «Занят». Однако в конце 30-х годов их отправили в провинциальные городки и районы, чтобы они не портили столичный вид, потому что появились лимузины ЗиС-101. Их количество быстро увеличивалось, достигнув 3,5 тысячи такси.

Война выстроила другие приоритеты, и вся техника была направлена на военные нужды. Возродился таксопарк в послевоенное время вместе с появлением «Победы», которую лично одобрил Сталин. И если плата в 20-х годах за такси была 50 копеек за версту, за час – 4,5 рубля, а ночью было еще дороже, то в послевоенное время тарифы значительно понизились. В 50-х проезд на такси стал стоить 10 копеек, а во время ожидания нужно было заплатить 1 рубль за час. И такой тариф продержался 30 лет. Изменения вносились в расцветку такси, чтобы они выделялись из общего потока. Были со светлым верхом и темным низом, затем установили, что такси должны иметь красную крышу, за что их прозвали «красными шапочками», а потом перешли на лимонный цвет.

Такси в СССР - от Победы до Волги.


Такси в СССР - от Победы до Волги.


Не столь важно, какого цвета была машина, на ней всегда присутствовали шашечки – либо в виде опоясывающей полосы, либо частично на дверцах, а потом установили плафон с шашечками, который подсвечивался ночью. Такси уже стало доступным, им пользовались все, особенно масштабная замена автопрома произошла на кануне Олимпиады в Москве. По международным требованиям появились светло-желтые такси с шашечками на «Волгах». Авто пытались разбавить другими марками, например, «Москвичами», но первый вариант был практичнее во всех смыслах – вместительный и выдерживающий большие нагрузки. Это осталось историей, потому что современное такси более комфортабельное, причем не всегда на нем есть шашечки.

 

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/240825/65191/

 




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи


Трибуна сайта
ВОКЗАЛЬНЫЙ РОМАН

Присоединяйтесь 



Наш рупор
ДОРОГИЕ МОИ!ПОДДЕРЖИМ КЛИП "ВОКЗАЛЬНЫЙ РОМАН"!
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/films/fan_klip/2668189.html?author
СРАВНИТЕ И ПОЙМЕТЕ:ЛУЧШАЯ РАБОТА.


Присоединяйтесь 






© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft