Зарегистрировано — 128 362Зрителей: 70 738
Авторов: 57 624
On-line — 4 717Зрителей: 927
Авторов: 3790
Загружено работ — 2 192 511
«Неизвестный Гений»
Новости
Как появились и завоевали огромную популярность в СССР легендарные автоматы с газировкой


Началом создания вендинговых автоматом можно считать 1770 год, когда шведским химиком Торберном Улафом Бергманом был разработан аппарат под названием сатуратор, который насыщал воду углекислым газом. Позднее, в 1783 году уже немецкий умелец Иоганн Якоб Швепп модернизировал сатуратор, чтобы его можно было приспособить для работы в промышленных масштабах. А в 1832 году на другом конце планеты, в США профессом из Йеля Бенджамин Силлиман разработал новый тип сатуратора, который мог давать порции газировки на продажу.

Интересно, что изначально газировку без добавок продавали в аптеках как лекарственный препарат. И только позднее додумались реализовывать её как обычную жидкость для утоления жажды. Следующим шагом в развитие этого типа вендингового автомата стало добавление в воду сладкого сиропа. В таком виде эти агрегаты стали распространяться по Штатам и к середине ХХ века стали повседневностью американцев. А потом в США приехал Никита Хрущёв, которому уж очень понравилась идея массовости автоматов - до этого в СССР стоял только один в Ленинграде.

Деятельный генсек быстро распорядился, чтобы и советские граждане имели возможность насладиться газировкой, когда им захочется. Первая волна распространения вендинговых аппаратов пришлась на 1957 год, когда в Москве готовились провести фестиваль молодёжи и студентов. Опыт получился удачным, и уже по всему СССР стали устанавливать такие автоматы. Интересно, что приспосабливать их пытались для продажи также сигареты, канцтовары, газеты, хлеб и многое другое. Но именно газировка стала главным товаром для реализации.

Вскоре автоматы с газировкой были буквально на каждом шагу, ведь это было очень удобно для граждан: если захотелось освежиться - подошёл и взял себе стаканчик напитка за монетку. С точки зрения государства это также было экономически выгодное вложение, потому что не требовало наличия продавца, которому пришлось бы платить. Стоила же газировка дёшево - одну копейку, если вода без добавок, и три копейки, если с сиропом.

Известной особенностью советских автоматов с газировкой было наличие одной посуды на всех клиентов для разлива - знаменитые гранёные стаканы или кружки. Современному человеку такая концепция, мягко говоря, непонятна, потому что о гигиеничности такого утоления жажды говорить не приходится. Но тогда об этом думали меньше, так как осведомлённость была куда ниже, чем сейчас, без того же Интернета под рукой. Брезгливые клиенты обзаводились собственной тарой в виде стаканчиков и носили её всегда под рукой.

В советские годы культ напитка из автомата был очень высок, и продавать научились, например, квас или даже вино. Однако с распадом СССР и вендинг в понимании той эпохи пришёл в упадок. Обслуживать автоматы стало некому, а главное - монетки достоинством в 1 и 3 советские копейки перестали иметь какую-либо ценность. В итоге неизменные столько лет завсегдатаи улиц и аллей быстро переместились на свалки, но некоторые сохранили и отреставрировали, чтобы сделать экспозицией музеев, повествующих об уже ушедшем времени.
Источник: https://novate.ru/blogs/290725/74087/
Комментарии:
Нет комментариев