16+
Лайт-версия сайта

Новости

Почему банки старались не сдавать, а бутылки мыли в лужах: 7 фактов о стеклотаре в СССР

Почему банки старались не сдавать, а бутылки мыли в лужах: 7 фактов о стеклотаре в СССР

В советские годы сбор вторсырья было совершенно повседневным делом, причём буквально с детства - например, школьники регулярно сдавали макулатуру и металлолом. Однако отдельным феноменом был приём стеклотары, и не только потому, что стеклянных изделий было намного больше, чем сейчас, и на такой приём был спрос. Сдача этого вторичного сырья превратилась в своего рода культурный феномен, заимев массу занятных традиций и негласных правил. Вашему вниманию «семёрка» интересных фактов о стеклотаре в СССР.



1. Приём стеклотары был выгодным для государственной промышленности


Обычно сдачу стеклотары считали выгодной для граждан, но и государство выигрывало не меньше.


Обычно сдачу стеклотары считали выгодной для граждан, но и государство выигрывало не меньше.



Кажется, что самую большую прибыль от сдачи стеклотары получали сами граждане. Однако и государство выигрывало не меньше, а возможно, и больше. Дело в том, что стеклянная тара использовалась в огромном количестве производств, прежде всего, пищевой промышленности как упаковка. Но вот предприятий, которые её выпускали было не так уж и много, поэтому возврат уже созданной тары было очень выгодным решением - и экология не страдала, и госбюджет не пустел от необходимости отливать больше бутылок и банок.

2. Выгода от сдачи стеклотары для граждан


На стеклянных упаковках могли заработать и взрослые, и дети.


На стеклянных упаковках могли заработать и взрослые, и дети.


В первую очередь, люди получали назад часть денег, которые заплатили за продукт, размещённый в стеклотаре. Кроме того, правила приёма в магазинах позволяли выменять пустую упаковку не только на деньги, но и на продукт, аналогичный потреблённому из конкретной тары. Были и другие плюсы от сдачи стеклотары: она не копилась в кладовках и на балконах, этот тип прибыли не облагался налогами, ещё и воспитывал практику разумного потребления.

3. Стоимость тары включалась в цену товара


Если сдать стеклотару в пункт, можно было отбить её стоимость, заложенную в ценник товара.


Если сдать стеклотару в пункт, можно было отбить её стоимость, заложенную в ценник товара.



Когда среди плюсов сдачи стеклотары называют отбитие части цены за купленный в ней продукт, то это не совсем точно. Дело в том, что себестоимость товара изначально включала в себя затраты на саму упаковку. Причём нередко бывало так, что тара могла стоить столько же, сколько и сам продукт, а иногда даже выше: так, по информации редакции novate.ru, молоко в бутылках стоило 30 копеек, где на сам напиток приходилось лишь 15 копеек себестоимости, а остальные 15 - на саму тару. В случае лимонада ещё интереснее: из 30 копеек на ценнике бутылка стоила 20 копеек.

4. Не все типы стеклотары одинаково сдавались


Чаще всего в пункты приносили бутылки, а вот банки сдавали намного реже.


Чаще всего в пункты приносили бутылки, а вот банки сдавали намного реже.


Самым известным вариантом стеклянной упаковки, который сдавали в пункты приёма, были бутылки. Наиболее часто приносили тару либо из-под лимонада, либо из-под алкоголя, либо молочной продукции. Зато стеклянные банки сдавались куда реже, а всё из-за повсеместно распространённой практики консервации, поэтому они как раз нередко складировались на антресолях и балконах граждан СССР, относительно нечасто доходя до пунктов приёма стеклотары.

5. Приёмщики умели наживаться на правилах приёма


Приёмщики стеклотары были скорыми на дополнительный заработок.


Приёмщики стеклотары были скорыми на дополнительный заработок.



Как и все сферы деятельности в СССР, приём стеклотары имел массу правил работы. Так, на дверях пункта можно было порой увидеть надпись «тары нет» - это означало, что не хватает ящиков, куда складывали принятые бутылки и банки. Впрочем, далеко не всегда этот текст был правдив: порой тара была, но приёмщики специально утаивали её существование, чтобы заиметь дополнительную оплату от людей, не желающих ждать возможности получить деньги за обмен. Ведь правила запрещали принимать стекло в таких условиях, и приёмщик требовал мзду за их нарушение - в итоге к концу дня мог накопить неплохую прибыль, проходившую мимо кассы.

6. Некоторую тару перед приёмом отмывали в лужах


Люди, моющие в лужах стеклотару - нормальная некогда картина.


Люди, моющие в лужах стеклотару - нормальная некогда картина.



Одно из самых непреложных правил сдачи стеклотары была чистота: с бутылок и банок предписывалось отмыть следы продукта и отодрать все этикетки. И если большинство людей делали это дома в адекватных условиях, то особенно нетерпеливые до собственного умывальника не доходили. Поэтому перед некоторыми пунктами приёма можно было наблюдать потрясающую картину: люди отмывали принесённую стеклотару буквально в лужах, лишь бы условно выполнить требования по приёму и побыстрее получить свои деньги.

7. Приёмщики активно ощупывали принесённую тару


Правила приёма стеклотары предписывали отбраковать все повреждённые бутылки.


Правила приёма стеклотары предписывали отбраковать все повреждённые бутылки.



Приёмщики стеклотары также порой занимались странными на первый взгляд манипуляциями - например, не просто осматривали, но и активно ощупывали каждую бутылку. Делалось это ради соблюдения всё тех же правил, которые предписывали не принимать повреждённую стеклотару. Чаще всего это касалось так называемых «щербатых» бутылок или банок, то есть, тех, что имели сколы на горлышке.

 

Источник: https://novate.ru/blogs/060725/73853/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

ЧУДНЫЙ СОН.💕Для Вас поёт Виктор Бекк!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Вкушая юности плоды самозабвенно,
Ослеплена паденьем ниц у ног,
Чураешся касаться ты надменно
И мысли что её - не долог срок.

123

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft