Так уж повелось, что практически любое подходящее транспортное средство очень быстро превращается в пассажирский или грузопассажирский челнок. Примеров тому очень много. Самолёты из военных машин и развлечения для изобретателей были переделаны для перевозки пассажиров на большие расстояния, корабли тоже прошли этот нелёгкий путь, легковые автомобили из личного транспорта были со временем переквалифицированы в такси, та же судьба постигла даже самокаты с велосипедами. Согласно этой традиции, подводные лодки тоже должны были последовать по этому пути, но подобного до сих пор не произошло. На текущий момент нет ни одной подводной лодки, которая занималась бы массовым «извозом» пассажиров на приличные расстояния, хотя с современным уровнем технологий это не вызывает каких-либо серьёзных трудностей. Любая приличная судостроительная компания могла бы при большом желании построить пассажирскую субмарину и даже стать первым в мире подводным перевозчиком. Вот только стоит ли оно того? На самом деле, это не имеет абсолютно никакого смысла.
К услугам такси часто прибегают для поездок на работу, особенно в дождливую погоду, велосипеды и самокаты используют для поездок на сравнительно близкие расстояния любители сэкономить и прокатиться с ветерком. С подводной лодкой совершенно другая история: на ней можно было бы поплавать, но некуда. Человек ещё не удосужился построить промышленные, жилые или какие-нибудь ещё объекты под водой, чтобы к ним добираться настолько экзотическим способом. Для других же целей подводная лодка плохо приспособлена. Посадка у неё большая и для мелководья не подходит, плавает она медленно по сравнению с самолётом или вертолётом, да и удобным транспортом её назвать нельзя.
По примерным подсчётам, на текущий момент по всему миру находится в эксплуатации примерно четыре сотни дизель-электрических и атомных подводных лодок. Причём каждую из них безопасным местом назвать никак нельзя. Несмотря на все современные технологии, их невозможно сделать полностью безопасными, и при возникновении аварии или нештатной ситуации субмарина быстро превращается в глубоководную ловушку, из которой почти невозможно сбежать. На самом деле, по сравнению с подводной лодкой даже нахождение в космосе можно назвать относительно безопасным, поскольку там факторов риска гораздо меньше. В свою очередь, подводной лодке приходится справляться не только с самим фактом существования воды вокруг, но и с высоким давлением даже на небольшой глубине.
Постройка практически любого транспортного средства стоит немалых денег, поскольку в него вкладываются и дорогие материалы, и технологии, да и сам процесс производства сложно назвать простым. В случае же с подводной лодкой ситуация ухудшается многократно. В чём-то её можно сравнить с суперкаром, где созданию каждой детали уделяется особое внимание. Многие системы субмарины дублируются для повышения надёжности, для всего используются высококачественные материалы и детали, целый ряд материалов и конструкций разрабатываются едва ли не с нуля с учётом повышенных нагрузок и тяжёлых условий эксплуатации. И технологии, и материалы стоят очень дорого, не говоря уже о производстве и сборочных работах. Построить подводную лодку могут позволить себе немногие, но даже так они могут разориться на её обслуживании, эксплуатации и ремонтных работах. По этой причине строительство подводных лодок финансируется государством, а создают их по заказу военных. Впрочем, это не значит, что не существует частных субмарин, но назвать их пассажирскими сложно.
Наиболее приближённая к понятию пассажирской подводной лодки – это туристическая субмарина Triton DeepView 24. Она была разработана компанией Triton Submarines, вмещает до 24 пассажиров и способна погружаться на глубину до 100 метров. Её прозрачный акриловый корпус обеспечивает панорамный обзор и позволяет наблюдать за коралловыми рифами, затонувшими кораблями и разнообразными морскими обитателями. Обстановку внутри сделали как можно более тихой и комфортной, чтобы сделать путешествие более приятным. Первый экземпляр DeepView 24 был спущен на воду в 2022 году и доставлен на вьетнамский курорт Vinpearl на острове Хон Че, а гости на ней могут отправиться в получасовое подводное путешествие. Сама подводная лодка электрическая и почти бесшумная. Фактически она является дополнительным аттракционом для отдыхающих, а прогулка на ней стоит немалых денег.
Другие проекты больше похожи на автомобиль, только подводный. К примеру, Super Yacht Sub 3 от компании U-Boat Worx. Это двухместная комфортабельная субмарина, предназначенная для подводных прогулок и развлечений. Подобные ей подводные лодки уже успели привлечь к себе внимание и частных лиц, и туристических компаний. Стоят они тоже баснословно дорого, а всё из-за их конструкции и оснащения: над головой прозрачный акриловый купол, достаточно большой запас хода и всевозможные удобства под рукой. Правда, это тоже не пассажирский вариант.
Источник: https://novate.ru/blogs/070225/72328/