16+
Лайт-версия сайта

Новости

От конопли до морковного напитка: Какие блюда ели крестьяне на Руси, и Почему от мяса у славян животы болели



Для современного человека понятие «русская кухня» неразрывно связано с картошечкой, селедочкой, мясными котлетками и пирожками, однако если посмотреть, каким был ежедневный рацион далеких предков современных россиян, можно очень удивиться. Так, мясо в домах на Руси было редким гостем, а чаще всего крестьяне ели каши и супы, только вот совсем не такие, к каким привыкли современные любители русской кухни. Да и напитки хозяйки подавали современному человеку по большей части незнакомые. Каким было меню предков – в нашем обзоре.



Узнать, что ели предки, ученым помогают не только дошедшие до нас произведения древнего фольклора и сохранившиеся письменные источники. Очень важную роль играют археологические находки. Помимо сохранившихся за многие века зерен, большую информацию дает и сама посуда, из которой ели жители Руси.


На поверхности горшков, мисок, крынок и даже отдельных черепков обычно можно обнаружить остатки пищи, а точнее, как говорят ученые, мельчайшие фрагменты органических материалов. Их анализ, проведенный с помощью современных методов, позволяет определить меню предков. Итак, какие же блюда готовили хозяйки тех лет?

Разнообразие каш

Основной рацион крестьян на Руси составляли крупы, поэтому главными блюдами в меню были каши. Часто их делали из замоченного зерна или даже закисшего. До XI века в распоряжении земледельцев были только пшеница, ячмень, просо, но потом на Руси появились рожь и овес. В татаро-монгольский период славяне открыли для себя гречиху, и меню стало ещё разнообразнее.

Каши сдабривали маслом и заедали хлебом. Кстати, о хлебе: он, конечно, «всему голова» и был главным блюдом на столе русского крестьянина, но в неурожайные годы представлял собой не совсем то, к чему привыкли современные едоки. Когда была напряженка с мукой, деревенские хозяйки клали в нее лебеду, некоторые виды съедобной травы и даже толченую сосновую кору. А когда в русских деревнях появилось привезенное Петром I заморское чудо – картошка – и когда недоверчивые местные крестьяне её, наконец, распробовали (это произошло уже при Екатерине), её тоже стали добавлять в муку при выпечке хлеба.

Хлеб далеко не всегда выглядел так.

 

Хлеб далеко не всегда выглядел так.

Репа, уха да щи

Помимо каш, на столе в русских деревнях присутствовали овощи: с XIII-XIV веков сельские семьи активно использовали в приготовлении блюд морковь, чеснок, лук, капусту, редьку, но главным овощем был корнеплод, в наши дни незаслуженно утративший свою популярность: репа. Её подавали на стол вареной, запечённой, пареной и, конечно, сырой. Репу добавляли в любое блюдо, а также ели отдельно. Преимущества этого овоща крестьяне видели в том, что он неприхотлив и быстро созревает, а значит, может давать по два урожая за лето – например, в июле и сентябре-октябре. Ну, и конечно, простые селяне ценили вкусовые качества и полезные свойства репы.

На обед (а иногда и на ужин) крестьяне ели супы – уху или щи. Кстати, поначалу ухой в деревнях называли не только рыбные супы, но и вообще любые.

Ф. Солнцев «Крестьянское семейство перед обедом».

 

Ф. Солнцев «Крестьянское семейство перед обедом».



Основой для супа изначально была квашеная капуста, также в него клали лук, морковь. Вариантов супов было несколько: помимо «пустых» капустных щей, это жидкие блюда из самых разных видов рыбы, а также гороховый суп.
Тут стоит отметить, что, в отличие от современных славян, которым сложно представить суп без мяса (вегетарианцы не в счет), жители древней Руси говядину, баранину и т.д. при приготовлении супов обычно не использовали, потому что мясо было на кухне редким гостем.

Особое место в меню крестьян занимали грибы. Их жарили, варили, сушили и нередко добавляли как в супы, так и в каши.

Если в суп не клали рыбу или грибы, в него для сытости добавляли сметану или сало, но опять же не всегда, а когда у хозяйки была такая возможность. Чаще же блюдо сдабривали маслом, в том числе конопляным.

Л. Дюка. «Крестьянский обед».

 

Л. Дюка. «Крестьянский обед».



Итак, самыми частыми блюдами на столе в русских домах были именно каши и супы, что подтверждает и старинная пословица «Щи да каша – пища наша».

Проблема с мясными блюдами

Почему хозяйки на Руси почти не использовали мясо? Дело тут вовсе не в вегетарианских пристрастиях – просто позволить себе такую роскошь они не могли. Чтобы иметь мясо, надо было забить корову, но откуда же у простого крестьянина столько коров, чтобы каждый день питаться мясом? Чаще всего корова была одна и её как главную кормилицу очень берегли. Но даже в богатых хозяйствах и помещичьих домах мясо ели далеко не каждый день.

Опять же при отсутствии холодильников хранить его по много дней у простых крестьян возможности не было, потому что не у всех дома был ледник. Так что скот забивали только к праздникам – и вот тогда вся семья могла два-три дня лакомиться мясными блюдами. Иногда могло «свезти» весной, если сезон был голодным и не чем было кормить теленка. Его приходилось забивать.

А. Пластов. Кружка молока.

 

А. Пластов. Кружка молока.



Те крестьяне, которые могли себе позволить ходить на охоту, в случае удачи радовали свою семью дичью – уткой, куропаткой, тетеревом и так далее. Также сельские жители практиковали охоту на зайца, выставляя в лесу силки. А вот с охотой на крупного зверя у крестьян была проблема из-за помещичьих запретов.

После того, как на русскую землю пришло православие и в деревнях стали соблюдать посты, периоды употребления мяса стали зависеть ещё и от церковного календаря. Организм крестьян был настолько не приучен к частому употреблению говядины, свинины, баранины, что после бурных мясных застолий многие селяне пару дней страдали от болей в животе: слишком неожиданной оказывалась нагрузка.

Расхожие представления о трапезе крестьянина в старину далеки от реальности.

 

Расхожие представления о трапезе крестьянина в старину далеки от реальности.



Чуть лучше было с курами – их могла себе позволить большая часть крестьян, однако опять же не в таком количестве, чтобы постоянно питаться курятиной. А вот яйца на столе не переводились – их варили, добавляли в пирожки, жарили и пекли из них что-то вроде омлета. Правда, если курица в доме была всего одна, яйца тоже старались экономить. Отсюда и старинная сказка про Курочку Рябу, где дед и баба горько плачут о разбитом яичке.


Кстати, о выпечке. Пирожки, блины и оладушки на Руси ели тоже не каждый день. Обычно их готовили в честь каких-то знаменательных дат и праздников – например, на именины, на масленицу, на свадьбу, на поминки и так далее. По особым праздникам на столе появлялись пирожки сразу нескольких видов – с грибами, ягодами, рыбой и даже с мясом.

Пирожки с начинкой и блины ели только по особым дням. Фото: www.nd-ms.ru

 

Пирожки с начинкой и блины ели только по особым дням. Фото: www.nd-ms.ru



Отвары и кисели

Молочные продукты в крестьянских семьях уважали, однако расхоже мнение о том, что на Руси молоко пили с утра и до вечера прямо из крынок, не совсем соответствует реальности. Да, летом, когда скот был на выпасе и в распоряжении коров и коз были зелёные луга, молока было достаточно. Из него делали сметану, масло и так далее. А вот в зимний период с кормом было сложнее, к весне сено заканчивалось, скот кормили уже не так щедро, и корова либо коза начинала давать меньше молока. Поэтому его приходилось экономить – чтобы хватило всей семье.

Помимо молока, крестьяне пили кисели, которые могли варить не только из ягод, но и на основе ржи, овса и даже гороха. Также до того, как в деревенских домах появился чай, у славян были очень популярны отвары из ягод и трав. В напиток добавляли бруснику, малину, смородину (ягоды и листья), шиповник, черёмуху, яблоки и груши.

Напитки предков для современных славян непривычны.

 

Напитки предков для современных славян непривычны.



Любили селяне и морковный отвар, который готовился просто: нарезанная соломкой и высушенная морковка заваривалась кипятком и настаивалась. Вплоть до конца XIX века был также очень популярен иван-чай.

Стоит упомянуть и такой любимый крестьянами горячий напиток, как сбитень – отвар, приготовленный на основе меда и душистых трав. Он мог быть как безалкогольным, так и хмельным. Ну и, конечно, крестьяне очень жаловали всем нам известный квас.

Что же касается пристрастия к хмельным напиткам, то оно на Руси не поощрялось. Впрочем, проблема с зелёным змием у крестьян всё равно была и её приходилось решать. 

Текст: Анна Белова

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/131023/57788/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

104
Песни качаем автора лобзаем

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft