"Опуститься на дно" легче, чем "подняться с колен", а про "подумать" - вообще эксклюзив. Есть довольно большая категория людей, которые ни над чем не заморачиваются. Им достаточно того, что они просто существуют. И уже эти счастливы.
А если окажешься волею случая не "на своем месте"...где-нибудь на обочине...и какой тут смысл, если жизнь не заладилась как хотелось и мечталось и вышло всё "сикась на кось наперекосяк"...
Но и на "благословенном" Западе есть социальные аутисты-пофигисты и прочие иждивенцы, не случайно туда валом валят мигранты.
Более того именно западная толерантность и тупой формализм в исполнении прав меньшинств, в том числе сексуальных, привели к легализации там содомизма однополых браков.
"Человек, который неспособен создать что либо полезное для общества - бесполезный балласт"
(цитата)
Это коллективистское представление о предназначении человека. На Западе превалирует индивидуализм и эгоизм, в рамках которого право каждого решать быть ему балластом для общества-корабля или полезным членом команды.
Староверы-раскольники как раз своей живучестью 90 лет в среднем и приспособляемостью к почти к любым климатическим зонам и политическим режимам, за исключением коммунистического доказывают своим успешным существованием, что как никто приспособлены к нормальной жизни и восприимчивы к человеческим ценностям, в частности, семейным.
А если человек пофигист, т.е. ему в принципе всё "до лампочки" как там "космические корабли бороздят просторы Вселенной"?..
Да и деньги пофиг - "была бы водка да хвост селедки"...Как и всякие смыслы бытия...
Залезет как Диоген в глиняную бочку из под вина да и скажет какому-нибудь Ал. Македонскому на его вопрос: "Что для тебя сделать?" - "Не заслоняй мне солнца"...
"И пьяницы с глазами кроликов ин вино веритас кричат" У пьяниц смысл жизни один, у религиозных аскетов, монахов, другой, кто не верит "ни в черта ни в бога" - третий.
И каждый из этих категорий людей будет проживать мгновение жизни по-своему. И есть ли, в связи с этим, какой-то "общий знаменатель" такого понятия как смысл человеческой жизни?
А может всё это напрасно, "сизифов труд", потому как "и пить - умирать, и не пить - умирать". Смерть - конец всяким земным и человеческим смыслам.
Фанатики идеи - люди не с надломленной психикой, а с железной, позволяющей преодолевать нечеловеческие страдания, очень жизнестойкие - взять того же протопопа Аваккума или представителей старой большевистской гвардии фанатично верящих в светлое будущее, несмотря ни на что.
А вот старообрядцы принимали страдания за веру Христову и даже шли на самосожжение, чтобы только остаться в своей "истинной отеческой вере".
Подобное было и в сталинское время, когда ради интересов партии шли на самооговор раз партии это требуется на данный момент.
"Иного пути нет.Иначе это будет не жизнь, а сплошное мучение"(цитата)
А вот у героев и персонажей Достоевского - жизнь - страдания и сплошные мучения, которые и наполняют её смыслом.
А вот Альберт Швейцер утверждал, что есть и смысл этот заключается в том, чтобы "прожить жизнь правильно, возвышенно и благородно" в соответствии с его "Этикой благоговения перед жизнью".
Ну, я с вами в этом пункте, что "Но страна и родина-это разные понятия. За родину умирали, не за страну и партию", не соглашусь.
Умирали, да еще как. И за Родину, и за Сталина, и за Советскую власть, когда шли в бой или разведку, говоря при этом: "если не вернусь - считайте меня коммунистом!"
Было такое время и был такой смысл жизни у людей. И не с нашей сегодняшней колокольни нам их судить.
Да... очевидное - невероятное...это насчет вращения Солнца вокруг Земли... так и смысл жизни - у каждого свой... У "шариковых" - "отнять и поделить", у остальных - как получится...
Р.S. Я бы предпочел обращение "судари" вместо "господа", которые были до 17-го да все вышли - кто в "тираж", кто в "расход"...
Насчет хилости гомо сапиенс, расселившегося по всему миру, позволю усомниться.
Дарвинизм соотносится к божественной теории сотворения мира точно также, как система Коперника к средневековым представлениям о восходе и заходе Солнца.
Да он, как метод познания и не обязан отвечать на все вопросы. Дарвинизм вполне удобная рабочая гипотеза, в основе которой лежит принцип развития от простого к сложному, лучше других объясняющая эволюцию жизни на Земле.
Переходные формы на то и переходные, чтобы не сохраняться.
Да и среди людей есть застрявшие в первобытнообщинной фазе развития с паралогическим типом мышления.
Или среди современного российского многонационального общества целая палитра разноуровневых культур, начиная от шаманских культур Севера и Дальнего Востока, буддисской культуры калмыков и бурят, исламской Поволжья и Сев.Кавказа, остаточной советско-совковой и реанкарнированной православной.
Способность к развитию есть способность в адаптации к изменившейся среде обитания, будь то природной или культурной.
Человека создала эволюция, а не бог. Мутация вида привела к возникновению самосознания у человекообразной обезьяны. И вот эта сошедшая с ума обезьяна и вытворяет с матушкой-природой всё, что ей заблагорассудится.
Иметь цель - иметь смысл существования...
Абстрактно неплохая дефиниция. Ну, а если у человека с утра одна забота: "уколоться (или выпить) и упасть на дно колодца"? По фигу, так сказать, прочие высокие материи...
Не мудрена такая цена смысла жизни у янки. Они ребята простые, подросткового возраста, и посему им не присуще заморачиваться такой чепухой. Они люди дела - прагматики, а не философы.
Спиноза не знал ещё тогда, что человек биосоциальное существо. "Продукт общественных отношений", как сказал позже К. Маркс.
А общественные отношения в определенную эпоху имеют свой смысл жизни. Например, доминантой Средневековья было ожидание конца света и Страшного Суда.
В России после Октября 1917 года силой государственной пропаганды была внушена вера в светлое коммунистическое будущее и на алтарь грядущего всеобщего счастья, не жалея, клали (в качестве навоза) миллионы жизней будь то гражданская война, коллективизация с индустриализацией. Как любил говаривать Ильич: "революция в белых перчатках не делается".
Всё так. Плюрализм мнений определяет разное понимание смысла в жизни. Даже в тоталитарном СССР пофигизм был бессознательной альтернативой прессу всепроникающей пропаганды быть сознательным строителем светлого коммунистического общества.
"Сколько голов - столько и умов" (Л.Толстой)...и понимания смыслов жизни.
Существует обыденное мировоззрение с пониманием смысла жизни, исходя из ежедневных потребностей и мотиваций индивида.
Есть научное мировоззрение. Жившие в советское время знакомы и с этим определением и его содержанием. Но, марксизм-ленинизм, как "научная" идеология обанкротился вместе с крахом СССР - детища, где жили по придуманным законам классовой борьбы. Квитэссенцией этого мировоззрения стали слова Павки Корчагина: "Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы..."
Но в нашем обществе, благодаря "новому мЫшлению" Горбачева общечеловеческие ценности поставлены выше классовых. Посему и мировоззрение научное (атеистическое) и религиозное по-другому понимает смысл жизни индивида, раз сказку о построении рая на Земле (коммунизма) отвергли как неэффективную общественную модель поведения.
Вместо идеологии коллективизма стала внедряться идеология индивидуального успеха, зачастую оцениваемого в деньгах и прочих материальных ценностях, продвижения по карьерной лестнице. Пока страной правит поколение впитавшее идеалы служения Родине. Как пелось в одной из советской песен: "Прежде думай о Родине, а потом о себе"
Что будет, когда страной будет править поколение, выросшее на либеральных ценностях и рассматривающего мир сквозь призму своего ЭГО и его интересов?