Мы все как будто бы очень хорошо знаем сказку о Царевне-лягушке. Однако мало кто скажет, как же конкретно так случилось, что прекрасная девушка превратилась в отталкивающее существо, вынужденное прозябать в болоте.
Хотя внимательный к сказкам читатель с хорошей памятью, конечно, знает историю досконально. Знает, что Царевну злобно заколдовал сам Кощей Бессмертный, которому красавица гордо отказала в своей любви и во всеуслышание назвала его приставания омерзительными.
Но даже самый внимательный читатель, изучивший все психологические нюансы этой сказки, не найдёт в ней описания того, как провожали Царевну-лягушку в большую счастливую жизнь друзья и соседи по болоту, в котором она оказалась. А ведь в аспекте социальной психологии это могла бы быть самая интересная страничка повествования.
Мы об этой интересности можем очень компетентно судить, поскольку среди людей аналогичные ситуации удачного вознесения со дна общества в высшие сферы («из грязи в князи») или даже просто бросающиеся в глаза подъёмы в социальных лифтах происходят часто. И тоже вызывают море самых разных ярких эмоций окружающих: от искренней радости за успех ближнего до чёрной зависти и ненависти.
Вот этот социально-психологический пробел знаменитого литературного произведения мы и попробуем заполнить нашей скульптурной композицией. Конечно, только частично – тема слишком огромна и многогранна.
В центре сцены – героиня сказки, поймавшая стрелу счастья. Над ней уже витает её грядущая медитация расколдования, возвращения к облику прекрасной Царевны.
Сколько ликования в лице лягушки, расстающейся с болотным прозябанием, устремлённой в своё царское будущее! Сколько горестной усталости в проявляющемся в процессе медитации лице царевны, сколько мучительной тоски о потерянном времени и силах, сколько тревоги о том, как встретит её человеческий мир!
В наибольшем восторге от счастливого поворота в судьбе «болотной сослуживицы» два боковых персонажа. Тот, что справа, преподносит героине сказочного взлёта ею по-лягушачьи любимую незабудку. Чтобы не забывала тех, кому не посчастливилось вынырнуть из безрадостной болотной жизни.
Тот, что слева, необычайно деятелен и услужлив: с большим трудом поймал и вручает счастливице деликатесную бабочку. Её последнюю бабочку в жизни. Однако в своём экстазе поклонения даритель забыл о регламенте болотной безопасности и очень рискованно отталкивает своей разыгравшейся лапой задумавшегося ужа.
К счастью, уж не замечает грубости лягушонка, он весь поглощён размышлениями о том, что ещё вчера мог запросто пообедать этой лягушкой. А сегодня вон как обернулось: он всего лишь один из третьестепенных гостей на её триумфе Вознесения.
Вместе с ужом о превратностях судьбы задумался и отец лягушачьего семейства: «Если такие чудеса возможны, то и мне надо думать, как бы своих лягушат-бездельников продвинуть пусть не в принцы, так хотя бы в какие-нибудь болотные начальники».
Слева повыше на пеньке, среди мухоморов, юный лягушонок, полный романтической печали, – скорее всего, он давно влюблён в героиню и ещё вчера строил далеко идущие планы.
И не исключено, что ещё вчера наша бедняжка почти согласилась от безысходности пасть в его липкие объятья. И тут внимательному читателю (и даже смышлёному читателю-ребёнку, девочкам особенно) приходит на ум мучительная мысль, не лучше ли было отдаться Кощею.
Кстати, если «жених» повернёт голову от своей возлюбленной к витающему над ней расколдованному образу царевны, то содрогнётся в ужасе от того, в какое уродство может превратиться чарующая его идеальная лягушачья красота.
Наверное, трагедию в душе юноши погасит только его мудрая мама, пообещав сочетать браком с совершенно необыкновенной, сказочной, уникально грациозной избранницей.
И ведь исполнит обещание! Да, да – это то же самое болото, что и в «Дюймовочке». Некое очень выдающееся, просто «сказочное» болото! Маме только надо очень постараться, чтобы сынок перед знакомством с Дюймовочкой как-то психологически переориентировался, проникся симпатиями (хотя бы терпимостью) к эстетике человеческого облика. И по сюжету «Дюймовочки» мы знаем, что проникнется, да ещё как.
На заднем плане справа – ещё одна инновационная грань сказки – лягушка и ящерица, и обе тоже с коронами на головах. Получается, что не одна царственная особа оказалась в этом болоте, есть и другие. Будь ящерица попроворнее, то она, а не сегодняшняя царевна, могла бы «выиграть конкурс», поймать стрелу Ивана-Царевича.
При всей широте эмоциональных реакций на успех нашей героини мы не видим активных, действующих завистников. А ведь в жизни чаще всего без них не обходится. Коснёмся этого аспекта в форме анекдота (но из адской жизни).
Инспекция в аду обходит кипящие котлы с грешниками. Вокруг котлов охрана из чертей, чтобы никто не выкарабкался. И вдруг – котёл без охраны. Сопровождающий объясняет инспекторам: «Это русские – у них, если кто-то пытается выбраться, то они сами его обратно тащат».
Этот анекдот существует в вариантах самых разных национальностей грешников, каждый рассказчик выбирает тот, который наиболее соответствует его жизненным наблюдениям.
Но чаще всего почему-то упоминают именно нас. Обидно. Хорошо хоть, что в нашей композиции, в нашем конкретном лягушачьем болоте, зависть не выходит на такие крайние проявления, можно всё-таки выбраться, если звёзды сойдутся.
Относительно обвинений национальных характеров в завистливости. Здесь, конечно, можно поспорить, что вообще не существует никаких национально обусловленных человеческих качеств, всё обретается социальной жизнью. Но всё-таки кое-какие неоспоримые факты есть: негры быстро бегают, евреи быстро считают проценты.
Откуда эта слепая зависть-ненависть? Бог говорит своему счастливому избраннику: «Пожелай что хочешь, одно условие – сосед получит вдвое больше». Счастливец все блага в голове поперебирал, является к Всевышнему и говорит: «Выколи мне глаз». Вот даже такие бывают национальные особенности (опять же обидно, конечно, что обычно нам приписывают).
Естественно, что многие по статистике в это амплуа не попадают: случайных и систематических отклонений от «среднего национального характера» полно. Вот, например, две коронованные неудачницы на заднем плане никогда из болота, наверное, не выберутся, так и будут только дёргаться, как паук в паутине перед их глазами.
И не будем судить их строго, раз и сами хотим быть не судимы. Пусть вдоволь завистливо пошушукаются. Чем им ещё заняться? Потом вспомнят о пауке, которого предстоит унизительно, вздорно и брезгливо делить сегодня между собой. И так каждый день. А жизнь уходит…
Благодарю за высокую оценку работы! Благодарю Вас за поддержку моего творческого направления. Приглашаю посетить галерею моих композиций на нашем сайте
Благодарю за высокую оценку работы! За глубокое понимание того, что главным в мире является Созидание Прекрасного. Приглашаю в мою галерею на нашем сайте
Благодарю за высокую оценку работы! За глубокое понимание задачи искусства в том, чтобы сподвигнуть зрителя размышлять и творить Приглашаю посетить галерею моих композиций на нашем сайте
Благодарю за высокую оценку работы! За Ваше постоянное внимание к моему творчеству, постоянную поддержку данного направления изобразительного искусства
Игорь! Бурная фантазия у вас! Читать так интересно ваш рассказ!
А как приятно мне рассматривать работу! Все персонажи получили и вниманье и заботу.
Браво мастеру! Отличная идея! Да тут не сказка - эпопея!
Замечательная работа Игорь! Героиня сказки "Царевна лягушка" возвращается в мир людей. Ей повезло поймать стрелу, встретить суженого и конечно пир на весь мир в болоте своём организовать, проститься с болотными подружками
Игорь! Замечательная работа! Чудесно выполнена бронзовая композиция, интересно и глубоко сформулирована концепция работы. В своих комментариях автор подробно рассмотрел все составные части бронзовой композиции и показал их роль в раскрытии авторской идеи работы.
Благодарю за высокую оценку работы! Благодарю Вас за постоянное внимание и поддержку! Благодарю за Ваше особое внимание к идее, смыслу произведения, к новым трактовкам привычных сюжетов
Благодарю за высокую оценку работы! Благодарю за внимание и поддержку, за звание Мастера! Приглашаю Вас посетить галерею моих бронзовых композиций на нашем сайте
Благодарю за высокую оценку работы! Благодарю за внимание и поддержку моего творческого направления! Приглашаю посетить мою галерею бронзовой композиции на нашем сайте
Благодарю за высокую оценку работы! Благодарю за внимание и поддержку! По Вашему выводу вижу, что Вы посетили галерею моих бронзовых композиций на нашем сайте. Благодарю!