Бронзовая композиция, высота 17 см.
Сообщения об убийствах – огромная часть мирового информационного пространства и всеобщего психологического напряжения. Сообщения с фронтов и из жилых массивов, с жуткими подробностями и в холоде цифр. По-разному и отовсюду.
Воплощением огромной дистанции, пройденной цивилизацией на этом пути, выступает прогресс средств, изобретаемых человеком для всё более и более эффективного уничтожения себе подобных. Ни в какой другой сфере не проявляется столько интеллектуальных и экономических усилий, готовности идти на любые затраты ради технического обновления.
Композиция показывает, как человечество поднимается на этом страшном пути всё выше и выше: от первобытного копья через шлем римского легионера к мечам и шпагам средневековья, дальше к нашим пистолетам, автоматам, пулемётам, танкам, самолётам. Химическое оружие и убийственный смог городов представлены черепом человека в не спасшем его противогазе. Убийство взрывами отображает рука, тянущая чеку гранаты, и черепа ею убитых.
Какое разное оружие, как стремительно меняется оно от века к веку! И как во все времена одинаковы кровь и муки поражаемого им, искалеченного человека. И нашего современника, и далёкого от нас кроманьонца.
Свидетельство о публикации №486838 от 25 марта 2025 года
Нельзя сто раз войти в одну и ту же реку…
Но в реку крови можно.
Век от веку,
Оружье обновляя вновь и вновь,
Рекою лить
Веками одинаковую кровь
Из ран, по-разному так наносимых человеку.
Как хочется, чтобы не так антигуманно, в мешанине ножей и крови, выглядела планета Земля! Как хочется увидеть хоть проблеск света во мраке кровопролития!
Напрягаем зрение и пытаемся увидеть желанный лучик… И вот замигало что-то. Какой-то слабый проблеск надежды, который можно сформулировать словами: «Не всегда так было и не всегда так будет». Пусть, хотя бы Время, поставит границы этому кошмару!
Этим тезисом сфокусируем внимание на том, что убийства человека человеком присутствуют в истории Земли в некоей временной полосе. Их какое-то время не было, потом они надолго появились (и в краткий миг из этого «надолго» пришлось жить нашему поколению) и когда-то навсегда исчезнут.
То есть это то, что можно назвать эрой. Также как мы говорим «палеозойская эра», «мезозойская эра» в истории Земли. Назовём рассматриваемую часть истории «Эрой убийств человека человеком». Когда-нибудь наши потомки скажут: «Давным-давно была на Земле такая долгая страшная эра».
Научных данных по времени начала и конца «Эры убийств» не существует. Будем использовать помеченные мудростью землян ненаучные источники информации, и определим границы времён по событиям, описанным в Библии.
Первыми жертвами убийства, намеренного лишения живых существ данной им Создателем жизни были растения и животные: заяц лишал жизни траву и листья, волк лишал жизни зайца. Реже (чаще «по неосторожности») животные погибают и во внутривидовом соперничестве. Растения беспощадно (и в межвидовой, и во внутривидовой конкуренции) убивают друг друга за каплю воды и лучик солнца.
Первое убийство на земле совершил Каин. Животные не вписываются в этот процесс, обычная пищевая цепочка.
Вот представьте, если волк не будет есть больную жертву, а заяц навсегда перестанет есть траву.
Убийцей диких зверей ради пропитания и безопасности стал человек-охотник. Человек-скотовод ради пищи стал выращивать и убивать домашних животных. Особой формой убийства животных человек сделал жертвоприношения богам.
И вот настала совершенно новая по своей кровожадности эра: впервые человек убил человека. Это Каин убил Авеля. Христианство, ислам, иудаизм примерно одинаково описывают это братоубийство, и во всех этих религиях какие-либо более ранние убийства человека не упоминаются.
Окончание эры убийств должно по идее совпасть со Вторым Пришествием, когда навсегда исчезнет и бытовая, и идеологическая вражда. Когда «…не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Исайя 2:4). Когда «…волк и ягнёнок будут кормиться вместе, и лев, как вол, будет есть сено, а для змеи пыль будет пищей. Не будут ни вредить, ни разрушать…» (Исайя 11:6).
Игорь! Смотрю на Вашу композицию с содроганием в душе! В последнее время не отпускает мысль о том, что вся жизнь человечества зависит только от одного условия: Si vis pacem, para bellum (Хочешь мира - готовься к войне). С древнейших времён homo sapiens обеспокоен тем, как и чем можно уничтожить себе подобного, тратя огромные средства, которые мог бы употреблять на благие дела. И Ваша скульптура - это ярчайшее отражение того, к чему может привести безумие цивилизации. Не помню, от кого в детстве я слышала слова, что знание погубит человечество, но всё больше убеждаюсь в их истинности. Погибнут все, кроме одного. Для него тогда наступит мир, потому что не с кем будет воевать...
Розаличка,как ты права! Вот это и пугает,зачем тогда все живое, и сколько еще будет это безобразие,наверное будет как Садом и Гамора... Мы сами люди убьём себя,это точно.
Потрясающе, Игорь! Работа очень трагичная и все описания к ней вызывают ужас и отчаяние! Когда же закончатся все эти убийства! Вот огня то атомного совсем бы не надо! Нам пережить бы то что есть!
Композиция показывает убийц и их жертвы, начиная с «дочеловеческого» этапа, представителем которого внизу слева мы видим петуха, растерзанного в клыкастой пасти тигра. Там же первобытный человек, один из ближайших потомков Адама и Евы, с копьём притаившийся в зарослях. Возможно, что это сам Лемех, впоследствии убивший прародителя Каина.
Перед ним осенние листья падают на убитую женщину и револьвер рядом с ней – бытовое убийство или самоубийство, скорее всего, конец 19-го – начало 20-го века.
В центре на руках какого-то чудовища другая убитая: то ли жертва бомбёжки, то ли изнасилования, то ли ревности мужа-монстра. Ниже – попираемый чудовищем труп мужчины в кепке. Возможно, расстрелянный подпольщик, а, может быть, прохожий, зарезанный ради забавы пьяной компанией на ночной улице маленького городка или ликующего праздничного мегаполиса. Кажется, что мёртвый взгляд этого парня устремлён вверх, к женщине на руках чудовища – может быть, перед нами трагическая история влюблённой пары?
В центре композиции замечаем крест. Ассоциации у нас всегда с тем Крестом, на котором был распят Иисус. Но здесь крест «рядовой» – обычное массовое орудие мучительной казни того времени. В сплетении фигур композиции можно воспринять его и как более поздний крест инквизиции. Тогда в центральной фигуре с искажённым ненавистью лицом можно увидеть инквизитора с очередной представляемой толпе побеждённой «ведьмой» на руках. Обыкновенной крестьянкой, не выдержавшей изуверских пыток.
Внизу справа бородач с автоматом, скорее всего, боевик какой-то экстремистской организации, терроризирующей мирное население. Слева от него старик, зарубленный возвышающимся над ним средневековым рыцарем. Мёртвые руки старого воина ещё сжимают огромный молот, которым он крушил закованных в латы противников.
Но есть и ещё один претендент на «председательство» в этом «карнавале кровавой ненависти». Это тот, кому убийство приносит выгоду – бенефициары убийств. Это самые таинственные персонажи почти всех детективных романов. Много написано и о тех, кто богатеет на войнах, производстве и торговле оружием.
В сегодняшней композиции бенефициаров представляет ухмыляющийся господин в шляпе, с набором театральных масок, на фоне золотых слитков. Человек явно не из Древней Греции и Рима, но там всё было точно так же, как вчера и сегодня.
Внимательнее вглядимся в старика, зарубленного рыцарем. Оказывается, никаких воинских доспехов на нём нет и молот у него в руках не боевой. Значит это не воин, а простой кузнец, отбивавшийся от бешеной рыцарской своры? Но молот явно не простой, на нём Великий Знак Солнцеворота, и толкает его мёртвый старик обеими руками куда-то в Небо. И бородач-боевик вглядывается в рукоять и знаки молота с подозрением: «Что-то здесь не просто».
Да, всё не просто: миллионы таких мистических Молотов молниями вылетели в разные времена из рук не только кузнецов, а многих людей, убиваемых на Земле: красноармейцев и белогвардейцев, пекарей и гувернанток, кассирш супермаркетов и художников… Куда же летят они всё это время?
Здесь мы приходим к концу краткого рассказа о жестокости и беспощадности нравов, царящих на Земле в эру убийств. И раскрываем тайну Кузнечного Молота из нашей композиции: он присоединяется к миллионам других, чтобы как проклятье оружию лететь в Кузницу Второго Пришествия. Уже строится эта великая Кузница, и скоро в ней закипит священная работа. И просветлённые люди, взяв в руки эти Молоты «перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы» (Исайя 2:4).
Благодарю за высокую оценку работы! В моей галерее на сайте во многих экспонатах детально описаны применяемые технологии синтеза многофигурных композиций. Если кратко, то скульптура образуется соединением отдельных элементов (резьбовые, штифтовые с эпоксидной фиксацией). Исходными элементами являются различные изделия бронзового, латунного литья (фигурки, брелоки, бижутерия и др.). Эти исходные элементы подвергаются механической обработке, адаптирующей их к задуманному сюжету. В сегодняшней композиции объединены и "смоноличены" высокоточным вырезанием посадочных мест более 50-ти художественных и конструктивных элементов
В начальных комментариях пишется, что научных данных для выделения такой эры в истории человечества нет. Приводятся и мотивы, по которым данное художественное произведение ориентируется на события, описанные в Библии. По библейским событиям и установлены "погранстолбы" этой эры
Приведём некоторые искусствоведческие соображения и обобщения. Не для подчёркивания достижений, а для дополнительного привлечения внимания к наиболее важным моментам. Надо сказать, что наиболее заметные инновации в данной композиции не художественные, а смысловые.
И главная инновация в названии работы. Идея выделения в истории Земли эры убийств, перекликаясь с названиями «палеозойская эра», «мезозойская эра» – это стратегически интересно. Хотелось бы, конечно, определённости по времени, но то, что обозначены «событийные погранстолбы», уже значительная определённость.
Чисто художественно композиция выполнена в традициях батального жанра. «Нагромождение», «калейдоскоп» смертей и оружия – это частое художественное решение в литературе и изобразительном искусстве: «Смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...».
Пирамидальное построение композиции напоминает нагромождение ужасов в картине Василия Верещагина «Апофеоз войны» и в скульптуре Агостино Фасолато «Падение мятежных ангелов» (битва Архангела Михаила с войском Дьявола).
В эти общие композиционные схемы батального жанра вписаны интересные инновации. Бенефициар как художественный образ «председательствующий» в «карнавале кровавой ненависти» – это интересный инновационный ход. Верхний фон «золотых слитков» резко обогащает бронзо-латунную гамму композиции (также, как и «золото» осенних листьев). Эффектна кроваво-красная окраска литьевого мрамора постамента.
Оригинальным художественным образом выступает Кузнечный Молот, пересылаемый душами убиваемых в Кузницу Второго Пришествия. Сам незримо присутствующий фантом этой Кузницы тоже необычен. Гигантский грохочущий цех, заполненный миллионами обычных людей, пришедших сюда после Страшного Суда. К этим воскресшим присоединяются и те, кого Второе Пришествие и Страшный суд застанут живыми.
«Искусство смыслов» ставит в данной работе цель сосредоточиться на размышлениях о жизни и смерти, о войне и мире, о таких колоссальных изменениях оружия и такой неизменности льющейся во все времена крови. С выходом этих размышлений на неизменный финальный вопрос: «Когда же на Земле закончатся эти тысячелетия непрестанного бытового и военного кровопролития?».
В композиции ответ есть, правда, не такой чёткий, как хотелось бы, но есть. В начальных комментариях написано: «Когда-нибудь наши потомки скажут: «Давным-давно была на Земле такая долгая страшная эра». Этот прогноз можно уточнить: не обязательно только потомки. Есть вероятность, что и мы это сможем сказать, что и при нас может закончиться «Эра убийств». Подробнее об этом дне в работе «Если Второе Пришествие завтра» https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/sculpture/met_skulp/2547931.html
Потрясающая работа! Название сильное, интригующее, "антиисторическое". Начинаешь читать комментарии - какая за этим названием глубина. Нашёл автор как прижать хвост этому, казалось, вечному демону всеобщей кровавой ненависти!
Благодарю за высокую оценку работы! Действительно, мир настолько привык к неизбежности и вечности убийств, что поиск в восприятии этих ужасов отрицания их вечности потребовал инновационного подхода
Благодарю за высокую оценку работы! Конечно, страшно. И стояла задача увидеть хоть какой-то проблеск. И слово "Эра" говорит о том, этот ужас не всегда был на Земле и когда-нибудь обязательно исчезнет
Благодарю за высокую оценку работы! Конечно, страшно. И стояла задача увидеть хоть какой-то проблеск. И слово "Эра" говорит о том, этот ужас не всегда был на Земле и когда-нибудь обязательно исчезнет
Исчезнет вместе со всем!!Все живое погибнет!Начнется ли новая Эра?!
Да, есть такое мнение, и оно охватывает всё больше землян. Но есть и мнение Библии. В этой работе эра убийств, её начало и конец определены по библейским событиям. Это тоже аргумент
Игорь Викторович, человек- самое страшное животное. Он убивает либо мечом, либо словом, либо равнодушием.
Только прозрев немножечко духовно, перестаешь удивляться этому, а просто наблюдать. А что дальше).
Благодарю за высокую оценку работы!Тема сложнейшая, композиция, конечно, всю её не охватывает. В ней главное - обозначение Эры и контраст между стремительными переменами оружия и неизменностью проливаемой крови
Но в реку крови можно.
Век от веку,
Оружье обновляя вновь и вновь,
Рекою лить
Веками одинаковую кровь
Из ран, по-разному так наносимых человеку.