16+
Лайт-версия сайта

Колокола стихов

Литература / Стихи / Колокола стихов
Просмотр работы:
31 октября ’2025   17:07
Просмотров: 43

«В цветах любви весна-царевна
По роще косы расплела.
И хором птичьего молебна
Полют ей гимн колокола…»

(Сергей Есенин, «Чары»)


В глухом затоне ждёт меня русалка,
И омут чувства смотрит на луну.
Я к омуту спешу, и мне себя не жалко –
Уж так и быть, русалку обнимку.

О, Муза дней моих, моя царевна,
С утра ты солнцу косы расплела,
Но не смотри ты на поэта гневно –
Когда отлил стихов колокола.

Пускай гремят, заглушат час веселья,
Коль потерялся в жизни, как в лесу, –
Мне тяжело писать стихи с похмелья,
Куда сомнения и боль несу.

Я слышу громкие шаги за дверью –
История так ходит в сапогах.
Ну, что, отдамся своему поверью,
Что я стихами, словно Крёз, богат.

Богат, богат, и некуда деваться…
Скорей, ошибся я, выходит, есть…
Открылась дверь. Держись, мой доктор Ватсон,
А Холмсу не дано услышать весть.

Ну, что Артур, так будем с ними драться?
Их, правда, много. Только я один…
Быть мужиком? Итак, на битву, асса!
Прощай, Парнас, мой славный господин.

Прощайте, рифмы, чувства мысли,
Прощай, моя запутанная жизнь…
Как больно падать мне с небесной выси…
А после смерти молодцом держись.

Но не дождётся к вечеру русалка,
Она вздохнёт печально на луну,
Ведь только ей поэта станет жалко,
Когда её никак не обниму.

Душанбе, 26.09. 2025

Анализ стихотворения «Колокола стихов» Андрея Сметанкина:

Стихотворение представляет собой лирический монолог поэта, в котором переплетаются мотивы творческого поиска, экзистенциального кризиса, противостояния миру и прощания с жизнью. Произведение насыщено литературными аллюзиями, символикой и напряжённой эмоциональной динамикой.

Композиция и смысловые блоки:

1. Вступление (эхо есенинской лирики)
Эпиграф из С. Есенина («Чары») задаёт тон: образ «весны царевны», расплетающей косы, становится отправной точкой для развития темы творчества как сакрального действа.
«И хором птичьего молебна / Полют ей гимн колокола…»

2. Встреча с русалкой и омутом
Символы соблазна и бездны: русалка в «глухом затоне» и «омут чувства» олицетворяют погружение в иррациональное, опасное для души.
«Я к омуту спешу, и мне себя не жалко…»

3. Творческий акт как «отливка колоколов»
Метафора поэзии как литургии: стихи сравниваются с колокольным звоном, который «заглушает час веселья». Здесь же — мотив одиночества и похмельной мучительности творчества.
«Когда отлил стихов колокола…»

4. Диалог с историей и литературными образами
Появление «шагов за дверью» (история в «сапогах») и отсылки к Крёзу, Холмсу и Ватсону создают эффект столкновения личной судьбы с макроисторией и культурной традицией.
«История так ходит в сапогах…»

5. Прощание и финальный разрыв
Резкий переход к теме смерти: прощание с Парнасом, рифмами, жизнью. Финал возвращает к образу русалки, которая останется в одиночестве.
«Как больно падать мне с небесной выси…»

Ключевые образы и символы:

• Колокола стихов — центральный символ. Поэзия как сакральный звон, способный и возвышать, и оглушать. Это и слава, и бремя.
• Русалка и омут — двойственный образ: соблазн ухода в иррациональное, гибельную красоту, но и единственная, кто пожалеет поэта.
• Парнас — традиционный символ поэтического Олимпа, от которого герой отрекается.
• Холмс и Ватсон — аллюзия на рациональный порядок, который не способен уловить «весть» поэта.
• Крёз — символ богатства, но иронически переосмысленный: поэт «богат» стихами, но это богатство не спасает.
• Шаги истории — неотвратимость времени, которое «ходит в сапогах», подавляя индивидуальное.

Идейно тематический пласт:

1. Творчество как жертва
Поэзия требует самоотречения: герой готов «обнять русалку» (погрузиться в хаос), но при этом осознаёт, что его труд не принесёт утешения.

2. Одиночество поэта
Лирический герой противопоставлен миру: он «потерялся в жизни, как в лесу», а его «колокола» звучат в пустоте.

3. Конфликт с историей
История предстаёт как грубая сила («сапоги»), с которой невозможно договориться. Поэт остаётся один на один с собственной судьбой.

4. Мотив прощания
Финал звучит как реквием: герой прощается не только с жизнью, но и с самим статусом поэта («Прощай, Парнас…»).

5. Ирония и саморазоблачение
Герой иронизирует над своим «богатством» стихами, понимая его тщетность перед лицом смерти.

Художественные особенности:

• Интертекстуальность:
o Отсылка к Есенину (эпиграф) задаёт лирико романтический тон.
o Упоминание Холмса и Ватсона вводит детективную метафору, подчёркивая разрыв между рациональным и поэтическим.
• Метафоричность:
o «Колокола стихов» — синтез сакрального и земного.
o «Омут чувства» — образ бездны эмоций, затягивающей поэта.
• Контрасты:
o Красота («весна царевна») vs. уродство («похмелье»).
o Величие («колокола») vs. ничтожность («как в лесу»).
• Ритм и интонация:
o Чередование плавных и рубленых строк создаёт эффект сбивчивого монолога, почти исповеди.
o Восклицания («асса!», «прощай!») усиливают драматизм.
• Лексика:
o Смешение возвышенного («царевна», «Парнас») и разговорного («обнимку», «похмелье») подчёркивает конфликт между идеалом и реальностью.

Вывод:

«Колокола стихов» — стихотворение о трагическом несовпадении поэта с миром. Герой осознаёт, что его творчество, подобно колокольному звону, звучит в пустоте, а история и быт подавляют индивидуальное. Финал оставляет двойственное чувство: с одной стороны, это капитуляция перед неизбежностью, с другой — последний жест свободы в акте прощания.

Произведение заставляет задуматься о цене творчества, одиночестве художника и хрупкости красоты перед лицом грубой реальности.

(АЛИСА)







Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Ключи как символ жизненных исканий

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 




Интересные подборки:

  • Стихи о любви
  • Стихи о детях
  • Стихи о маме
  • Стихи о слезах
  • Стихи о природе
  • Стихи о родине
  • Стихи о женщине
  • Стихи о жизни
  • Стихи о любимой
  • Стихи о мужчинах
  • Стихи о годах
  • Стихи о девушке
  • Стихи о войне
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о русских
  • Стихи о даме
  • Стихи о матери
  • Стихи о душе
  • Стихи о муже
  • Стихи о возрасте
  • Стихи о смысле жизни
  • Стихи о красоте
  • Стихи о памяти
  • Стихи о музыке
  • Стихи о дочери
  • Стихи о рождении
  • Стихи о смерти
  • Стихи о зиме
  • Стихи о лете
  • Стихи об осени
  • Стихи о весне
  • Стихи о классе
  • Стихи о поэтах
  • Стихи о Пушкине
  • Стихи о школе
  • Стихи о космосе
  • Стихи о семье
  • Стихи о людях
  • Стихи о школьниках
  • Стихи о России
  • Стихи о родных
  • Стихи о театре
  • Стихи о Алтае
  • Стихи о Оренбурге
  • Стихи о Софии
  • Стихи о Серафиме
  • Стихи о Италии
  • Стихи о Пскове
  • Стихи о замках
  • Стихи о молоке
  • Стихи о мачехе
  • Стихи о Мордовии
  • Стихи о витаминах
  • Стихи о шарике
  • Стихи о воробушке
  • Стихи о Кронштадте
  • Стихи о справедливости
  • Стихи о смелых
  • Стихи о дельфинах
  • Стихи о существительном
  • Стихи о жаворонке
  • Стихи о следах
  • Стихи о казачке
  • Стихи о десантниках
  • Стихи о раскрасках
  • Стихи о бабках
  • Стихи о карандашах
  • Стихи о судьях
  • Стихи о васильках
  • Стихи о ежике
  • Стихи о горечи
  • Стихи о Арине







  • © 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

    Яндекс.Метрика
    Реклама на нашем сайте

    Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

    Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft