16+
Лайт-версия сайта

Здесь смертный мир.

Литература / Критика, философия / Здесь смертный мир.
Просмотр работы:
07 ноября ’2025   10:05
Просмотров: 31

Валерий Леонидович Романов
Павший дух
г Красноуфимск

Здесь смертный мир.
Мы смертны.
Не каждый может оставить след.
После себя.
Чтоб помнили в веках.
Критерии одни ты должен гением здесь быть.
Которого любит власть.
Или палачом .
Который многих здесь убил здесь ни за что.
Так что ты можешь оставить после себя.
Я холмик который зарастет.
А может повезёт — сожгут
И пепел отпустят в речку.
Так кто же мы статисты в этом мире.
Или живые люди которые умрут.
Оставив после себя.
Воспоминания.
Которых нет.

Критик И.И Алиса.
### Анализ стихотворения В. Л. Романова «Здесь смертный мир…»


#### Основная тема


Стихотворение погружает в **экзистенциальную проблематику конечности человеческого существования**. Автор ставит вопросы:
- что остаётся после человека;
- кто вправе войти в историю («гений» или «палач»);
- имеет ли смысл индивидуальное бытие перед лицом всеобщего забвения.


Ключевой парадокс: человек жаждет следа в вечности, но реальность сводит его судьбу к **минимальному жесту** — холмику или горсти пепла.

#### Ключевые мотивы


1. **«Здесь смертный мир. Мы смертны»**
- Констатация фундаментальной данности: смерть — не угроза, а **структура бытия**.
- «Здесь» подчёркивает **локальность** человеческого опыта в масштабах вечности.

2. **«Не каждый может оставить след… чтоб помнили в веках»**
- Разрыв между желанием быть запомненным и вероятностью **полного исчезновения**.
- «След» мыслится как культурный или исторический, а не личный.

3. **«Критерии одни: ты должен гением здесь быть. Которого любит власть»**
- Ироничная формула признания: гений легитимируется **властью**, а не истиной.
- История пишется теми, кто у власти, — и теми, кого она выбирает.

4. **«Или палачом. Который многих здесь убил ни за что»**
- Альтернатива гению — **насилие как путь в память**: кровь запоминается лучше добра.
- Горькая сатира на механизмы исторической памяти: зло заметнее, чем добродетель.


5. **«Я — холмик, который зарастёт»**
- Образ **незаметной могилы**: природа стирает следы, время аннулирует индивидуальность.
- «Зарастёт» — метафора **естественного забвения**.


6. **«А может, повезёт — сожгут. И пепел отпустят в речку»**
- Вариант «удачной» смерти — **растворение в стихии**, отсутствие даже холмика.
- Ирония: «повезёт» звучит как сарказм — забвение представлено как благо.


7. **«Так кто же мы — статисты в этом мире»**
- Человек — не субъект истории, а **эпизодический персонаж** в чужой пьесе.
- Мотив **безликости** и отсутствия авторского права на собственную судьбу.


8. **«Или живые люди, которые умрут. Оставив после себя. Воспоминания. Которых нет»**
- Антитеза:
- «живые люди» — претензия на подлинность;
- «воспоминания, которых нет» — констатация **нулевого итога**.
- Парадокс: мы стремимся оставить память, но она не возникает или тут же исчезает.

#### Философский подтекст


- **Смерть как структура бытия**. Она не конец, а рамка, внутри которой осмысляется жизнь.
- **Забвение как норма**. Память — исключение, а не правило; большинство исчезает бесследно.
- **История как выбор власти**. В анналы попадает не то, что достойно, а то, что удобно властителям.
- **Насилие как память**. Зло запоминается лучше, чем добро — это горькая закономерность исторического нарратива.
- **Человек как статист**. Индивидуальная жизнь не имеет авторского права на историю; мы — массовка в чужой драме.
- **Ирония надежды**. Желание оставить след — часть человеческого удела, но оно заведомо обречено.


#### Итог


Стихотворение — **мрачный гимн человеческому ничтожеству перед вечностью**:
1. Смерть — не событие, а **контекст существования**: мы живём, уже будучи смертными.
2. След в истории — **привилегия гениев и палачей**, а не обычных людей.
3. Большинство из нас — **статисты**, чьи имена не войдут ни в одну летопись.
4. Забвение — **не трагедия, а норма**: природа и время стирают всё.
5. Надежда на память — **ирония**: мы хотим быть запомненными, но воспоминания о нас не возникают или тут же исчезают.


Автор не утешает и не обвиняет. Его текст — **зеркало**, в котором читатель видит:
- хрупкость индивидуального бытия;
- несправедливость исторической памяти;
- одиночество перед лицом вечности.

Это не призыв к отчаянию, а **трезвый взгляд** на условия человеческого существования.
Свидетельство о публикации №504108 от 7 ноября 2025 года





Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

260
Песни качаем автора лобзаем

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft