-- : --
Зарегистрировано — 129 844Зрителей: 71 989
Авторов: 57 855
On-line — 9 349Зрителей: 1883
Авторов: 7466
Загружено работ — 2 220 772
«Неизвестный Гений»
Шежере (родословная) Нуруллы. Часть 2. Нурулла, его жёны и дети.
Литература / История, естествознание / Шежере (родословная) Нуруллы. Часть 2. Нурулла, его жёны и дети.
Просмотр работы: |
След.![]() |
На фото - Гунча Халиуллина (Нуруллина, 1904-1991) третий ребёнок Нуруллы и Махдумы.
Нурулла Рахматуллович Рахматуллин (1857/1859-1922) родился и похоронен в Татарстане, ныне Актанышском районе, в деревне Старое Кадырметьево (там же родился его брат Хибатулла, умерший бездетным).
У Нуруллы было четыре жены.
Согласно метрическим книгам по Кадырметево, первую жену Нуруллы предположительно звали Фархинур, возможно из Кадырметево Мензелинского уезда. Судя по её детям, она родилась около 1860 года. У неё было три дочери, родившиеся в Кадырметево:1)Умкамал (20.12.1881),2)Гайникамал (15.08.1884) и 3) Биби Зайнаб (15.07.1886). Никаких сведений о её дальнейшей судьбе не имеется, также как и о её потомках.
Вторую жену Нуруллы звали Нуркамал дочь муллы Гадельши из неизвестной деревни, возможно из Кадырметево. Судя по её первенцу, она родилась в районе 1870 года, 31.01.1889 года она разошлась с Нуруллой по причине «отсутствия согласия и любви», однако после развода у них было двое детей, значит снова сошлись. Их дети:1) сын Гатаулла(25.08.1889-1891) и 2)дочь Махданкамал (03.03.1892).
Третью жену Нуруллы звали Шамсинур (1869), брак с Нуруллой зарегистрирован в 1888 году, она была дочерью жителя деревни Буляр башкира Мухаммедгали Мухаммедшина. У них были такие дети:1) дочь Гыйззинур (06.04.1890-1891),2) сын Газиулла (22.02.1892), согласно семейной легенде он погиб бездетным в первой мировой войне т.е. в 1914-1918 годах, 3) дочь Бибинур (04.08.1894-1895),4) дочь Гульандам (25.06.1896),5)дочь Умхани (25.04.1898), про эту дочь известно, что у неё была дочь Гульсум из деревни Табын ,6) сын Габдулла (06.12.1900). Согласно семейной легенде, мать Газиуллы (Гиздуллы) умерла при его родах, что прямо противоречит документам, которые говорят, что у неё после Гиздуллы было ещё четыре ребёнка. В этом же 1892 году, спустя 9 дней после рождения Гиздуллы, вторая жена Нуркамал родила девочку, возможно это Нуркамал умерла при родах. Поскольку Шамсинур родилась в деревне Буляр, поговорим об этом названии. Существует два села с названием Буляр (Мари Буляр, население которого составляют марийцы, не будем рассматривать): 1) в Илишевском районе Башкирии, 2) в Муслюмовском районе Татарстана, последнее- село Татарское Булярово, которое расположено недалеко от Кадырметьево. В записи развода Нуруллы и Нуркамал 1889 года фигурирует в качестве свидетеля Габдулкабир Габдулкагиров, он мог быть сыном Габдулкагира (13 лет) сына Кутлукадима Ишбулатова (54 года) согласно 8-й ревизии 1834 года по Татарскому Булярово.
Таким образом, имеется пока косвенное доказательство происхождения Шамсинур из Татарского Булярово.
Что касается места проживания внучки Шамсинур Гульсум (она была дочерью Умхани, родившейся 25.04.1898) в деревне Табын, то это, скорее всего Нижний Табын в Муслюмовском районе Татарстана.
Четвёртая жена Нуруллы Махдума Шарафутдиновна Рахматуллина,родилась в селе Тумутук ныне Азнакаевского района Татарстана, где жили башкиры Юрмийской волости, а также тептяри. Цитирую метрическую книгу Тумутука за 1972 год: 1872 год. Мукаррама, 10 июня, отец имам Шарафутдин, мать Зайнаб. Родилась в Тумутуке.
У Махдумы была сестра с неизвестным именем, которая проживала в селе Чалпы ныне Азнакаевского района Татарстана.
Также известно, что либо родная, либо двоюродная сестра Махдумы была замужем за Карамуллой - муллой из Байсарово, ныне Актанышского района Татарстана.
Никях Нуруллы и Махдумы был в Тумутуке. Привожу данные метрической книги по мечети Тумутука:
1 января1894 год. Бракосочетавшиеся. Невесте 22, жениху 35 лет.Самарская губерния, Бугульминский уезд, деревня Тумутук, дочь указного имама 3-й мечети Шарафутдина Галиакберова Махзума-Мукаррама сочеталась браком с указным муазином Мензелинского уезда, Байсаровской волости деревни Кадырметево Нуруллой Рахматуллиным. Невеста первым браком, жених 4-м браком.
Со стороны невесты представителем выступил отец имам Шарафутдин Галиакберов, со стороны жениха имам (2-й мечети деревни Тумутук) Габдельзямил Абелькасимов. Свидетели: Мухаммедкарам Хабибуллин, Габитдин Низамутдинов, Кашшафутдин Шарафутдинов, Хаммад Шарафутдинов.Выкуп 200 рублей. Сейчас 100 рублей, остальное за женихом.Возможно, два последних свидетеля - братья Махдумы. По неподтверждённым данным, Шарафутдин Галиакберов происходил из Камы-Исмагилово, ныне Альметьевского района Татарстана.
Цитирую метрическую книгу по Кадерметево за 1896 год о родившихся: Габдулла, 1 февраля, отец муазин (произносящий азан в мечети) Нурулла сын Рахматуллы, мать из деревни Тумутук Махзума-Мукаррама дочь муллы Шарафутдина. Родился в Кадырметево. Это был первый ребёнок Нуруллы и Махдумы. По моим воспоминаниям, был среднего роста, примерно 165 см ростом, стройный, довольно жёсткого нрава. Имеется о нём очерк , который можно рассматривать как часть данного Шежере.
Отметим, что у Нуруллы было два сына от разных жён с одинаковым именем Габдулла:1896 г.р. (от Махдумы) и 1900 (от Шамсинур).
Согласно метрической книги мечети Кадырметево от 1899 года, вторым выжившим ребёнком от четвёртого брака Нуруллы была Уммегульсум (15.08.1899). Цитирую: 1899 год. Уммегульсум, 15 августа, отец азанчы Нурулла сын Рахматуллы, мать Махдума-Мукаррама дочь муллы Шарафутдина. Родилась в Кадерметево. Никаких дальнейших сведений о ней нет.
Третьим ребёнком от четвёртого брака была Гунча (Бибигунча, Гульчира, Еракай) Нурулловна Халиуллина (Нуруллина, 28.05.1904 г.р., умерла в Казахстане в 1991 году). Она была среднего роста, примерно около 160 см, стройной, довольно жёсткого характера, по свидетельствам очевидцев внешне походила на Нуруллу.
Четвёртым ребёнком Нуруллы от четвёртой жены был Габдельахат Нуруллович Нуруллин (1909-1944), погибший на Великой Отечественной войне на территории Одесской области.
Пятым ребёнком Нуруллы от четвёртой жены был Габдельадель Нуруллович Нуруллин, мы не знаем даже даты его рождения, известно, что он погиб на Великой Отечественной войне (1941-1945) бездетным.
По сведениям Гунчи Нуруллиной (1904), у Нуруллы было 12 дочерей, что не выглядит фантастичным при 4-х жёнах, на сегодняшний день документально подтверждено существование 10 дочерей и 6 сыновей.
На примере Нуруллы Рахматуллина и Шарафутдина Галиакберова видно, что исламские священники старались родниться между собой.
Нурулла умер в Староянзигитово, напротив Азякуля, на противоположном берегу реки Белой, куда вынужден был уйти после насильственного его выселения из Кадырметьево. По свидетельству его дочери Гунчи, летом 1922 года было очень жарко, и Нурулла спасался от жары в погребе, где простыл и умер после этого. Его тело сразу после смерти было перевезено для захоронения в Кадырметьево. Нурулла был в числе первых двух или трёх (вторым был Закирджан хазрат, третий неизвестен) мусульманских священников Мензелинского уезда, которые были просто выдворены советской властью из своих сёл. Это произошло в 1921-1922 годах, когда в Татарстане, как и во всём Поволжье, был страшный голод, т.е. их обрекали на голодную смерть, так выполнялась директива Ленина «уничтожать попов и кулаков-мироедов», и никого не волновало, что Нурулле было на момент выселения 64 года и трое его детей ещё были несовершеннолетними.
То, что Нурулла был ишаном - свидетельство его внука Фирдависа Нуруллина, никаких письменных доказательств этого факта нет, надо сказать, что в суфийской традиции не афишировать свою принадлежность к тарикату. Следовательно, он был одним из руководителей суфийского тариката (братства), возможно Накшбандия, пока неизвестно от кого он получил посвящение. Суфизм, как известно, является аскетически-мистическим направлением в исламе и ставит своей целью совершенствование человека. Именно ишаны в первую очередь преследовались советской властью, поскольку имели сильнейшее влияние на мусульманское население. Не исключено, что и отец, и дед Нуруллы также были ишанами, поскольку этот титул обычно наследовался, однозначно они были мусульманскими священниками. Примерно в одно время с первым муллой нашего рода Ибатуллой Каранаевым , жил сначала в Чалпах, а потом в Урсаево ныне Азнакаевского района, шейх тариката Накшбандия Ахун Шамсутдин Нагайбаков (1770-1848), который мог посвятить Ибатуллу Каранаева (1793) или его сына Рахметуллу (1828).
Никаких сведений о характере и внешности Нуруллы не сохранилось, однако можно говорить о его непростом нраве: 1) развод со второй женой, 2) он настоял на браке своего сына Габдуллы (1896) и дочери муллы Хаирзамана Фаттахова Рокии (1896), несмотря на то, что у Габдуллы уже была любимая девушка. Судя по его детям, он был энергичным человеком среднего роста (его сын Габдулла был примерно 165 см ростом, дочь Гунча примерно 160 см ростом) глубоко преданным исламу. Нелегко вырастить и воспитать 16-18 детей во времена трёх войн и трёх революций, даже если ты сельский мулла и имеешь четырёх жён! Из 4-х не умерших в младенчестве его сыновей с известной судьбой, трое погибли в первой и второй мировых войнах, а четвёртому, моему деду Габдулле «повезло» - он отделался в трёх войнах тремя ранениями. Без преувеличения можно сказать, что мулла в селе до революции был интеллигентом, таким был, в третьем поколении, и Нурулла Рахматуллин из Старого Кадырметьево, который подготовил почву для появления уже в следующем поколении учительской династии нашего рода, которая существует и по сей день.
Георгий Нуруллин, 21.11.2025
Нурулла Рахматуллович Рахматуллин (1857/1859-1922) родился и похоронен в Татарстане, ныне Актанышском районе, в деревне Старое Кадырметьево (там же родился его брат Хибатулла, умерший бездетным).
У Нуруллы было четыре жены.
Согласно метрическим книгам по Кадырметево, первую жену Нуруллы предположительно звали Фархинур, возможно из Кадырметево Мензелинского уезда. Судя по её детям, она родилась около 1860 года. У неё было три дочери, родившиеся в Кадырметево:1)Умкамал (20.12.1881),2)Гайникамал (15.08.1884) и 3) Биби Зайнаб (15.07.1886). Никаких сведений о её дальнейшей судьбе не имеется, также как и о её потомках.
Вторую жену Нуруллы звали Нуркамал дочь муллы Гадельши из неизвестной деревни, возможно из Кадырметево. Судя по её первенцу, она родилась в районе 1870 года, 31.01.1889 года она разошлась с Нуруллой по причине «отсутствия согласия и любви», однако после развода у них было двое детей, значит снова сошлись. Их дети:1) сын Гатаулла(25.08.1889-1891) и 2)дочь Махданкамал (03.03.1892).
Третью жену Нуруллы звали Шамсинур (1869), брак с Нуруллой зарегистрирован в 1888 году, она была дочерью жителя деревни Буляр башкира Мухаммедгали Мухаммедшина. У них были такие дети:1) дочь Гыйззинур (06.04.1890-1891),2) сын Газиулла (22.02.1892), согласно семейной легенде он погиб бездетным в первой мировой войне т.е. в 1914-1918 годах, 3) дочь Бибинур (04.08.1894-1895),4) дочь Гульандам (25.06.1896),5)дочь Умхани (25.04.1898), про эту дочь известно, что у неё была дочь Гульсум из деревни Табын ,6) сын Габдулла (06.12.1900). Согласно семейной легенде, мать Газиуллы (Гиздуллы) умерла при его родах, что прямо противоречит документам, которые говорят, что у неё после Гиздуллы было ещё четыре ребёнка. В этом же 1892 году, спустя 9 дней после рождения Гиздуллы, вторая жена Нуркамал родила девочку, возможно это Нуркамал умерла при родах. Поскольку Шамсинур родилась в деревне Буляр, поговорим об этом названии. Существует два села с названием Буляр (Мари Буляр, население которого составляют марийцы, не будем рассматривать): 1) в Илишевском районе Башкирии, 2) в Муслюмовском районе Татарстана, последнее- село Татарское Булярово, которое расположено недалеко от Кадырметьево. В записи развода Нуруллы и Нуркамал 1889 года фигурирует в качестве свидетеля Габдулкабир Габдулкагиров, он мог быть сыном Габдулкагира (13 лет) сына Кутлукадима Ишбулатова (54 года) согласно 8-й ревизии 1834 года по Татарскому Булярово.
Таким образом, имеется пока косвенное доказательство происхождения Шамсинур из Татарского Булярово.
Что касается места проживания внучки Шамсинур Гульсум (она была дочерью Умхани, родившейся 25.04.1898) в деревне Табын, то это, скорее всего Нижний Табын в Муслюмовском районе Татарстана.
Четвёртая жена Нуруллы Махдума Шарафутдиновна Рахматуллина,родилась в селе Тумутук ныне Азнакаевского района Татарстана, где жили башкиры Юрмийской волости, а также тептяри. Цитирую метрическую книгу Тумутука за 1972 год: 1872 год. Мукаррама, 10 июня, отец имам Шарафутдин, мать Зайнаб. Родилась в Тумутуке.
У Махдумы была сестра с неизвестным именем, которая проживала в селе Чалпы ныне Азнакаевского района Татарстана.
Также известно, что либо родная, либо двоюродная сестра Махдумы была замужем за Карамуллой - муллой из Байсарово, ныне Актанышского района Татарстана.
Никях Нуруллы и Махдумы был в Тумутуке. Привожу данные метрической книги по мечети Тумутука:
1 января1894 год. Бракосочетавшиеся. Невесте 22, жениху 35 лет.Самарская губерния, Бугульминский уезд, деревня Тумутук, дочь указного имама 3-й мечети Шарафутдина Галиакберова Махзума-Мукаррама сочеталась браком с указным муазином Мензелинского уезда, Байсаровской волости деревни Кадырметево Нуруллой Рахматуллиным. Невеста первым браком, жених 4-м браком.
Со стороны невесты представителем выступил отец имам Шарафутдин Галиакберов, со стороны жениха имам (2-й мечети деревни Тумутук) Габдельзямил Абелькасимов. Свидетели: Мухаммедкарам Хабибуллин, Габитдин Низамутдинов, Кашшафутдин Шарафутдинов, Хаммад Шарафутдинов.Выкуп 200 рублей. Сейчас 100 рублей, остальное за женихом.Возможно, два последних свидетеля - братья Махдумы. По неподтверждённым данным, Шарафутдин Галиакберов происходил из Камы-Исмагилово, ныне Альметьевского района Татарстана.
Цитирую метрическую книгу по Кадерметево за 1896 год о родившихся: Габдулла, 1 февраля, отец муазин (произносящий азан в мечети) Нурулла сын Рахматуллы, мать из деревни Тумутук Махзума-Мукаррама дочь муллы Шарафутдина. Родился в Кадырметево. Это был первый ребёнок Нуруллы и Махдумы. По моим воспоминаниям, был среднего роста, примерно 165 см ростом, стройный, довольно жёсткого нрава. Имеется о нём очерк , который можно рассматривать как часть данного Шежере.
Отметим, что у Нуруллы было два сына от разных жён с одинаковым именем Габдулла:1896 г.р. (от Махдумы) и 1900 (от Шамсинур).
Согласно метрической книги мечети Кадырметево от 1899 года, вторым выжившим ребёнком от четвёртого брака Нуруллы была Уммегульсум (15.08.1899). Цитирую: 1899 год. Уммегульсум, 15 августа, отец азанчы Нурулла сын Рахматуллы, мать Махдума-Мукаррама дочь муллы Шарафутдина. Родилась в Кадерметево. Никаких дальнейших сведений о ней нет.
Третьим ребёнком от четвёртого брака была Гунча (Бибигунча, Гульчира, Еракай) Нурулловна Халиуллина (Нуруллина, 28.05.1904 г.р., умерла в Казахстане в 1991 году). Она была среднего роста, примерно около 160 см, стройной, довольно жёсткого характера, по свидетельствам очевидцев внешне походила на Нуруллу.
Четвёртым ребёнком Нуруллы от четвёртой жены был Габдельахат Нуруллович Нуруллин (1909-1944), погибший на Великой Отечественной войне на территории Одесской области.
Пятым ребёнком Нуруллы от четвёртой жены был Габдельадель Нуруллович Нуруллин, мы не знаем даже даты его рождения, известно, что он погиб на Великой Отечественной войне (1941-1945) бездетным.
По сведениям Гунчи Нуруллиной (1904), у Нуруллы было 12 дочерей, что не выглядит фантастичным при 4-х жёнах, на сегодняшний день документально подтверждено существование 10 дочерей и 6 сыновей.
На примере Нуруллы Рахматуллина и Шарафутдина Галиакберова видно, что исламские священники старались родниться между собой.
Нурулла умер в Староянзигитово, напротив Азякуля, на противоположном берегу реки Белой, куда вынужден был уйти после насильственного его выселения из Кадырметьево. По свидетельству его дочери Гунчи, летом 1922 года было очень жарко, и Нурулла спасался от жары в погребе, где простыл и умер после этого. Его тело сразу после смерти было перевезено для захоронения в Кадырметьево. Нурулла был в числе первых двух или трёх (вторым был Закирджан хазрат, третий неизвестен) мусульманских священников Мензелинского уезда, которые были просто выдворены советской властью из своих сёл. Это произошло в 1921-1922 годах, когда в Татарстане, как и во всём Поволжье, был страшный голод, т.е. их обрекали на голодную смерть, так выполнялась директива Ленина «уничтожать попов и кулаков-мироедов», и никого не волновало, что Нурулле было на момент выселения 64 года и трое его детей ещё были несовершеннолетними.
То, что Нурулла был ишаном - свидетельство его внука Фирдависа Нуруллина, никаких письменных доказательств этого факта нет, надо сказать, что в суфийской традиции не афишировать свою принадлежность к тарикату. Следовательно, он был одним из руководителей суфийского тариката (братства), возможно Накшбандия, пока неизвестно от кого он получил посвящение. Суфизм, как известно, является аскетически-мистическим направлением в исламе и ставит своей целью совершенствование человека. Именно ишаны в первую очередь преследовались советской властью, поскольку имели сильнейшее влияние на мусульманское население. Не исключено, что и отец, и дед Нуруллы также были ишанами, поскольку этот титул обычно наследовался, однозначно они были мусульманскими священниками. Примерно в одно время с первым муллой нашего рода Ибатуллой Каранаевым , жил сначала в Чалпах, а потом в Урсаево ныне Азнакаевского района, шейх тариката Накшбандия Ахун Шамсутдин Нагайбаков (1770-1848), который мог посвятить Ибатуллу Каранаева (1793) или его сына Рахметуллу (1828).
Никаких сведений о характере и внешности Нуруллы не сохранилось, однако можно говорить о его непростом нраве: 1) развод со второй женой, 2) он настоял на браке своего сына Габдуллы (1896) и дочери муллы Хаирзамана Фаттахова Рокии (1896), несмотря на то, что у Габдуллы уже была любимая девушка. Судя по его детям, он был энергичным человеком среднего роста (его сын Габдулла был примерно 165 см ростом, дочь Гунча примерно 160 см ростом) глубоко преданным исламу. Нелегко вырастить и воспитать 16-18 детей во времена трёх войн и трёх революций, даже если ты сельский мулла и имеешь четырёх жён! Из 4-х не умерших в младенчестве его сыновей с известной судьбой, трое погибли в первой и второй мировых войнах, а четвёртому, моему деду Габдулле «повезло» - он отделался в трёх войнах тремя ранениями. Без преувеличения можно сказать, что мулла в селе до революции был интеллигентом, таким был, в третьем поколении, и Нурулла Рахматуллин из Старого Кадырметьево, который подготовил почву для появления уже в следующем поколении учительской династии нашего рода, которая существует и по сей день.
Георгий Нуруллин, 21.11.2025
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
|
Оставлен:
Спасибо, Георгий за уважение к своим корням! Это такая редкость теперь!
|
|
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи








Спасибо, Георгий, очень трогательно все!
Вы молодцы, храните и почитаете свою родословную!